Беседы о фотомастерстве

Светофильтр при съемке не применялся.
îÓÚÓ 106
îÓÚÓ 107
îÓÚÓ 108
îÓÚÓ 105‡ îÓÚÓ 105· îÓÚÓ 105‚
Фото 108 сделано в пасмурный день, при сплошной облачности. Это чисто учебное упражнение, которое показывает, что и
светлое небо, переданное на снимке ровной белой поверхностью, может быть уместным при общем графическом рисунке ка-
дра. Таким он и был задуман в этом примере. Материал отобран так, что композиция становится очень лаконичной. В пост-
роении изображения участвует небольшое количество тонов. Основные линии в кадре идут параллельно его границам. Фото-
граф стремится к созданию графического рисунка.
Таким же графическим, лишенным тональных переходов может быть и небо. Вот почему мы легко миримся с однотонным его
воспроизведением на фото 108, в то время как на фото 102 никак с ним не соглашаемся. Ведь там основной рисунок наземных
предметов пластичен, дается в целой гамме тональных переходов. В той же манере изображения хочется видеть и небо. Но оно на-
рисовано одним ярким тоном, поэтому, естественно, выпадает из общего тонального решения снимка. Законченность изобрази-
тельной формы фотокартины требует тонального единства всех составляющих ее элементов.
Экспозиционный расчет при съемке фото 108 велся по замеру яркости наземных предметов. Для пленки "Фото-65" потребова-
лась выдержка 1/100 с при диафрагме 5,6. Но такая экспозиция для наземных объектов дала передержку неба, отчего оно приобре-
ло яркий белый тон и потеряло те незначительные изменения тонов, которые мы нередко видим и в пасмурный день даже при
сплошной облачности.
Пейзаж с водой. Очень распространенным мотивом в пейзажной фотографии является уголок природы у воды. Сама водная по-
верхность, извилистые русла ручьев, крутые берега рек, морской прибой и т. д. присутствуют во множестве фотоснимков. Это по-
нятно: прохлада, которой манит река в жаркий день, тишина заводей, утренняя туманная дымка, широкие разливы, вечно меняю-
щийся рисунок морского прибоя привлекательны для человека в жизни и потому становятся интересными для изображения.
Вы можете встретить высказывания о том, что вода - материал фотогеничный, то есть обладающий внешними данными, благо-
приятными для воспроизведения на фотоснимке, а потому, мол, ее изображение не требует особых усилий со стороны фотографа.
Это рассуждение правильно в той части, где говорится о живописных внешних данных водной поверхности. Но оно ошибочно в
своем утверждении легкости изображения воды на снимке. Здесь встречается столько же неудач, сколько и в работе над тональным
рисунком неба. Существует немало снимков, где водная поверхность в фотографическом воспроизведении теряет и свой естествен-
ный цвет, и свою фактуру, и живость. Нужно многое узнать об этом элементе пейзажного снимка, чтобы научиться живописно изо-
бражать его.
О цвете и тоне воды. Цвет спокойного зеркала чистого и глубокого водоема во многом определяется цветом отраженного в нем
неба.

Сайт создан в системе uCoz