Беседы о фотомастерстве


А посмотрите, как скрадывает расстояние длиннофокусный объектив "Та-
ир-3" с фокусным расстоянием 300 мм на фото 92 (Е. Шматриков, "Мороз-
ное утро"). Фотоаппарат установлен на одной стороне площади, а расположенное на другой стороне архитектурное сооруже-
ние кажется совсем близким. Между идущими людьми и этим сооружением в действительности очень большое расстояние, но
оно совсем не чувствуется на снимке.
Длиннофокусный объектив всегда дает менее пространственные изобра-
жения. Почему? Находя ответ на этот вопрос, мы опять возвращаемся к вли-
янию на перспективу расстояний до отдельных элементов изображения: ап-
парат так значительно удален от объекта (длиннофокусные объективы поз-
воляют снимать достаточно крупно издали), что масштабы изображения пе-
реднего и дальнего планов почти одинаковы. И раз нет масштабных сокра-
щений, мы воспринимаем фигуры людей и силуэт архитектурного сооруже-
ния как расположенные в непосредственной близости.
Центральные и боковые точки съемки. Центральные точки съемки не яв-
ляются в практике фотографии самыми распространенными. Может быть,
одна из причин их сравнительно ограниченного применения заключается в
том, что перспектива кадров, снятых с центральных точек, как правило, ос-
лаблена (фото 93). Происходит это по той простой причине, что в таком изо
бражении отсутствуют линии, направляющиеся от переднего плана в глуби-
ну. Естественно, что сходов линий на
таком изображении нет, плоскость снимка подчеркнута четкими горизонталями, идущи-
ми параллельно границам кадра.
Следует предупредить возможный вопрос читателя, которому, вероятно, встречались
снимки, хотя и сделанные с центральной точки, но в то же время имеющие отчетливые
сходы линий. Откуда здесь берется линейная перспектива, если мы только что показа-
ли, что центральные точки обусловливают плоскостной рисунок кадра? Все дело в ли-
нейном рисунке объекта съемки и еще - в высоте точки съемки. В этих случаях фотоап-
парат устанавливают не только по центру объекта, но одновременно и в той или иной
степени высоко или низко. Именно смещение центральной точки вверх или вниз делает
видимыми уходящие вглубь линии (рельсовые пути, архитектурная отделка потолков
интерьеров и пр.), устремляющиеся к центральной точке схода. Мы встречались с та-
ким линейным рисунком на фото 37.
Для воспроизведения пространства на плоскости снимка следует рекомендовать боко-
вые точки съемки. Как показывает фото 94 (Ю. Крючков "Линейная перспектива"), ос-
новные композиционные линии в этом случае устремляются к боковым точкам схода и
раскрывают пространственную протяженность объекта. Эффект будет тем большим,
чем больше смещена точка съемки в сторону от ее центрального положения.
При смещении точки съемки направление композиционных линий постепенно при-
ближается к диагонали прямоугольника кадра, которая является такой же активной линией, как и вертикальная и горизонталь-
ная оси картины. Приходилось ли вам использовать при съемке диагональную композицию? Диагональное направление основ-
ных линий способствует построению пространственного снимка.

Сайт создан в системе uCoz