Беседы о фотомастерстве


И нижние и верхние точки съемки, как и любой другой изобразительный прием, требуют своего логического обоснования содержа-
нием снимка и идеей автора. Только в этом случае они становятся действенным средством решения художественных задач. Если же
своеобразие линейного рисунка используется лишь ради чисто внешнего эффекта и не связывается с темой снимка, фотограф не гаран-
тирован от получения изображений поверхностных, ученических.
О ракурсе. С приближением фотоаппарата, установленного на верхней или нижней точке съемки, перспективный рисунок объекта
на матовом стекле фотоаппарата начинает приобретать совершенно необычные, непривычные формы. Близкие к аппарату детали изоб-
ражаются в преувеличенном масштабе, отдаленные - в масштабе, непропорционально уменьшенном; знакомые пропорции здания или
фигуры человека изменяются; вертикали теряют свое устойчивое положение, устремляются к общей точке схода, образуется так назы-
ваемый ракурсный снимок.
Понятие ракурс связано со съемкой под углом, с верхних или нижних точек, которые одновременно должны быть и достаточно близ-
кими, поскольку далекие точки, как было установлено, перспективу выявляют слабее и, следовательно, ракурсных снимков не дают.
Смысл термина "ракурс" хорошо раскрывает его буквальный перевод. Французское raccource означает "укороченный", "сокращен-
ный". И действительно, при съемке в ракурсе резко сокращаются по длине линии, уходящие от наблюдателя в глубину. Резко сокраща-
ются и масштабы изображения отдельных деталей объекта с их удалением от точки съемки. В результате образуется необычная пер-
спектива, отличающаяся от естественной. Мы можем увидеть ее на фото 88 в.
Иногда говорят, что ракурс дает перспективные искажения. Это очень неточная формулировка. Непривычные формы - да. Но ведь
это особый взгляд на предмет. В этом случае между точкой съемки и изображаемым предме-
том расстояние меньшее, чем допускает нормальное человеческое зрение. Однако это еще не
искажение изображаемого предмета. При мастерском использовании ракурса получается от-
личный изобразительный результат. Ракурс в ряде случаев помогает вскрыть сущность проис-
ходящего, выявить и подчеркнуть характерные особенности объекта. Ракурс - один из острых
изобразительных приемов решения темы в фотографии, но... его острота требует осторожного
и умелого с ним обращения. А искажения могут получиться лишь при неудачном, неумелом
использовании ракурса.
Образование ракурса хорошо иллюстрируют фото 88, а, б, в. Характерность его рисунка
становится ясной из анализа этих снимков. Удачно использован ракурс и на фото 95 (С. Кутин
"Первый звонок").
Глубинные и плоскостные композиции. Рассмотренное выше фото 93 получилось не-
удовлетворительным из-за того, что фотограф не справился с задачей изображения простран-
ства. Выбранный для съемки объект стал плоским, по-
терял третье измерение, а в действительности он имел
и объем и пространственную протяженность. Таким
его и следовало передать на снимке.
Вообще же плоскостные решения снимка возможны,
часто они имеют своеобразный линейный ритм и в ря-
де случаев, связанных с особыми характеристиками
объектов съемки, становятся основой интересных ли-
нейных построений.

Сайт создан в системе uCoz