Беседы о фотомастерстве


Сопоставим для всех трех случаев расстояния до отдельных элементов объекта съемки - двух фигур и стены здания:
Соотношения расстояний дают нам представление о масштабах изображения разноудаленных элементов кадра. И, конечно,
соотношение 2,5:5 обусловливает совершенно иной перспективный рисунок, чем соотношение 0,95:3,45.
Да, действительно, здесь многое зависит от расстояний. А от объектива?
Фокусное расстояние объектива и перспектива. В разобранном случае смена объективов не оказала влияния на перспек-
тивный рисунок кадра. А вместе с тем широко распространено представление, что короткофокусные объективы дают изобра-
жения с подчеркнутой, утрированной перспективой. Нередко можно также услышать мнение о том, что длиннофокусные объ-
ективы, напротив, лишают снимок пространственности. Эти представления правильны, если их отнести к определенным слу-
чаям съемки. Вот один из них.
Фото 91, а, б, в сняты с одной точки последовательно объективами с фокусными расстояниями 135, 85, 50 мм. Аппарат непо-
движен, но перспективный рисунок кадра меняется весьма заметно. Но ведь этого не было при съемке фото 89. Условия вроде
бы совпадают: неподвижная точка съемки, меняются только объективы... Однако если внимательно присмотреться к снимкам,
легко заметить, что повторяются не все условия съемки и во второй серии кадров появляются особые обстоятельства.
îÓÚÓ 90‡ îÓÚÓ 90· îÓÚÓ 90‚
îÓÚÓ 91‡ îÓÚÓ 91· îÓÚÓ 91‚
é·˙ÂÍÚË‚ Ò ÙÓÍÛÒÌ˚Ï ‡ÒÒÚÓflÌËÂÏ, ÏÏ
135
85
50
ê‡ÒÒÚÓflÌËÂ, Ï.
‰Ó ÔÂ‚ÓÈ ÙË„Û˚ ‰Ó ‚ÚÓÓÈ ÙË„Û˚ ‰Ó ÒÚÂÌ˚
2.5
1.5
0.95
5
4
3.45
7
6
5.45
При смене объективов в первом случае в кадре всегда оставались одни и
те же элементы композиции: две фигуры и стена здания. А во втором слу-
чае? Каждый раз более широкий угол зрения объектива позволяет ввести в
кадр новые композиционные элементы, причем некоторые из них располо-
жены близко к фотоаппарату и вследствие этого изображаются крупнее, а
другие находятся в отдалении и передаются на снимке мелко. Сопоставле-
ние укрупненных предметов с мелкими и дает ощущение большей прост-
ранственной протяженности объекта съемки.
Значит, фокусное расстояние объектива имеет значение для перспективно-
го рисунка кадра? Да. Но лишь в тех случаях, когда при смене объектива в
кадр попадают близко расположенные фигуры и предметы, а также и компо-
ненты, находящиеся на значительном удалении от точки съемки. Но если
говорить строго, мы имеем здесь дело уже с другими, измененными объек-
тами съемки, с иным расположением композиционных элементов в прост-
ранстве.

Сайт создан в системе uCoz