Беседы о фотомастерстве

Это могут быть фонари, освещенные витрины, огни реклам или праздничного салюта, костер
на берегу реки и многое другое. Необычайно живописен эффект освещения раннего вечера, когда еще имеется небольшое
количество дневного света и уже зажигаются вечерние огни. Это время суток особенно благоприятно для съемок. На объек-
те присутствует рассеянный свет в минимальном количестве, и это позволяет получить снимки с тонкой проработкой дета-
лей в тенях. В то же время зажженные огни обусловливают высокий контраст светового рисунка. Изображение получается
одновременно и тонким по тональным переходам и ярким по "краскам".
В более позднее время эта тонкость тонального рисунка начинает пропадать вместе с окончательным исчезновением ос-
татков дневного рассеянного света. Появляются еще более высокие контрасты, связанные с большим интервалом яркостей
вечернего и ночного городского пейзажа. Зачастую общий тон снимка становится совершенно черным, а световые пятна,
резко контрастирующие с этим фоном, рассыпаются по всему полю кадра. Изображение при этом получается пестрым из-за
отсутствия промежуточного серого тона, который мог бы связать эти пятна в общий рисунок.
Рассеянный свет неба. Мы не можем, говоря строго, считать этот свет неба одним из источников натурного освещения.
Это ведь не излучение, а лишь результат многократного отражения солнечных лучей в атмосфере. Но роль рассеянного све-
та в общем характере натурного освещения настолько велика, что о нем иногда говорят как о своеобразном источнике осве-
щения.
Часть солнечных лучей рассеивается в земной атмосфере и доходит до поверхности земли в виде общего потока мягкого
ненаправленного света, освещающего все поверхности предметов - как те, на которые падают прямые солнечные лучи, так и
находящиеся в тени. Более всего эта подсветка ощущается в теневых участках объекта. И если от положения солнца зависит
рисунок светотени, то количество рассеянного атмосферой света определяет контрасты светотени.
Дневное освещение может дать и очень мягкий рисунок светотени и очень контрастный, поскольку количество рассеянно-
го света меняется в зависимости от состояния неба. Чистое безоблачное небо посылает на землю наименьшее количество
света. Облака являются своеобразными отражателями и повышают количество рассеянного света на освещаемом объекте.
Контрасты светотени при облачном небе смягчаются. И если небо сплошь затянуто легким полупрозрачным слоем облаков,
объект съемки насыщается заполняющим светом предельно, и рисунок теней тогда еле намечается.
Отраженный свет. Картина дневного освещения была бы неполной, если бы к направленному солнечному свету и рассе-
янному свету неба мы не добавили еще свет, отраженный наземными предметами и включающийся в общее освещение объ-
екта. В ряде случаев это освещение достигает значительной величины, как, например, при съемках на снегу, на берегу моря,
в песках, вблизи светлоокрашенной стены и пр. На морском берегу, например, экспонометрический расчет дает более корот-
кие выдержки, чем на лесной опушке.

Сайт создан в системе uCoz