Беседы о фотомастерстве

Занимаясь световым постро-
ением кадра, фотограф обязательно
добивается и общей законченности
светового рисунка снимка и переда-
чи настроения, которое часто связа-
но с тональностью кадра - светлой
или темной.
Изучение и использование широ-
ких возможностей естественного
освещения позже ляжет в основу
работы фотографа с искусственным
светом. И принесет здесь большую
пользу, ибо главные принципы останутся неизменными, при всем различии усло-
вий и методики съемки. Так, при любом количестве осветительных приборов дол-
жен господствовать единый направленный световой поток, как бы воспроизводя-
щий действие одного из реальных источников света, находящегося за пределами
поля кадра. При создании фото 11, например, использовано три осветительных
прибора: направленный боковой; контровой, подсвечивающий волосы: общий рас-
сеянный, падающий на лицо со стороны аппарата и насыщающий тени. Но прибо-
ры эти работают согласованно, их свет как бы сливается в общий единый поток.
А на фото 11 а использован только один источник контрового света. Обе схемы
света дают достаточно интересный изобразительный результат. Но при оценке
îÓÚÓ 10
îÓÚÓ 10a
îÓÚÓ 11
этих двух работ мы отдадим предпочтение светотеневому рисунку изображения на
фото 11: именно такое освещение дает возможность создать выразительный порт-
рет человека. А фото 11 а при всей броскости светового рисунка становится не
столько портретом, сколько эффектным этюдом освещения.
Анализируя световое решение снимка, мы уже упоминали, что с характером ос-
вещения тесно связана тональность кадра. Таким образом, мы подошли вплотную
к третьему из важнейших изобразительных средств фотографии - тональному ре-
шению фотоснимка.
Тональное решение снимка. Черно-белое фотографическое изображение обра-
зуется сочетанием ахроматических тонов различной плотности. Эти тона порой
размещаются в кадре в самых случайных сочетаниях, но могут быть приведены в
определенную систему, как что сделано на фото 12 и 13.
Фото 12 (В. Горшков "Этажи, этажи...") решено в общей светлой тональности;
изображении много полутонов при от-
носительно невысоком их контрасте.
Близкие по светлоте тона хорошо гар-
монируют с белизной снега и неба, за-
нимающих в кадре достаточно большое
место. Так складывается доминирую-
щий в кадре общий светлый тон. На
снимке есть и более темные участки, но
совсем темного, черного тона здесь
очень мало, только ветки деревьев на
переднем плане в верхней части кадра.
Ветки не разрушают общего светлого
тона изображения и по закону контрас-
та даже подчеркивают его. Отметим,
что главная удача тонального решения
этого снимка в том, что оно органично
возникает из характерных цветов и то-
нов самого объекта съемки.
Другая тональная характеристика объекта становится основой для решения снимка в
темной тональности (фото 13, Г. Зеленин "В недрах земли"). Изображение построено на
высоких контрастах, все поле кадра закрыто темным тоном.

Сайт создан в системе uCoz