Беседы о фотомастерстве


К такого рода работам можно отнести, например, романтический
пейзаж Г. Зеленина "Камни и стены древних крепостей" (кадр из
серии) - фото 158 и другой его же снимок "Лес в тумане" (фото 159).
Можно заметить связь этих сюжетных и композиционных мотивов с
произведениями живописи, почувствовать их влияние на творчество
автора снимков. Но этот энергичный передний план в первом
снимке... Эти фотографические перспективные сокращения и
многоплановость во втором снимке... Нежная гамма ахроматических
тонов, их нарастающая светлота в глубину, от плана к плану... Все
это очень специфично для фотографии.
Фотоискусство, непосредственно связанное с жизнью,
незамедлительно откликается на все ее явления и события. Этот
процесс неизбежно коснулся и жанра пейзажа, в котором
сформировался своеобразный раздел городского пейзажа. В нем
сохранились и поэтический настрой и лирические интонации, несмотря на
то, что материалом и объектом изображения здесь становится уже не
природа, а дело рук человеческих - город с его улицами и площадями,
заполненными потоком автомобилей и пешеходов. Но в искусстве это -
всегда изображение города людей, так же как картины природы - это
всегда изображения земли людей. Неправда ли, полон лирического
настроения городской пейзаж П. Шестоперова "Вечерние огни" (фото
160). Да, современный фотопейзаж часто насыщен отражением
созидательной деятельности человека.
Прекрасно представляет жанр современного пейзажа цветной снимок Дм.
Бальтерманца "Красноярская ГЭС". В свое время на одной из всесоюзных
выставок художественной фотографии этому снимку был присужден
диплом первой степени. Фотокорреспондент создал настоящую
художественную картину, поэтически и взволнованно рассказал зрителям
об одном из больших событий в трудовой жизни советского народа -
покорении Енисея.
Эта цветная картина полна красоты и правды жизни. Сверкающая яркость голубых и особенно белых тонов
закладывает основу колорита снимка. Удивительно передано свечение огней, подчернутое чисто фотографическим
приемом: словно нам слишком трудно смотреть на яркие огни, словно мы щурим глаза, и от светящейся точки
разбегаются во все стороны яркие переливающиеся лучи. Технический прием создания этого эффекта достаточно
прост. Перед объективом установлена плоскопараллельная стеклянная пластинка, и на нее крестообразно нанесен
очень тонкий жировой слой. В фотоаппарате со сквозной наводкой по матовому стеклу легко отрегулировать
направление образовавшихся лучей простым поворотом стеклянной пластинки. Сложней было найти правильный
баланс яркости этих огней и общей освещенности поля кадра. Казалось бы, чего проще: чтобы получить снимок в
темной тональности с эффектно выделяющимися на притемненном фоне вечерними огнями, достаточно провести
съемку поздно вечером или даже ночью, когда на объекте изображения уже сложился искомый тональный рисунок.
Но результат такой съемки чаще всего бывает не вполне удачным: все неосвещенные пространства (а они в ночном
снимке занимают поле кадра почти целиком) передаются глухим черным тоном, без какой бы то ни было
деталировки, а источники света - яркой белизной, иногда еще и сильными ореолами.

Сайт создан в системе uCoz