Беседы о фотомастерстве


Рассмотренные примеры и большое количество фоторабот показывают, что в фотогра-
фии очень распространены уравновешенные композиции. Однако существуют и иные, как
бы обратные решения проблемы, то есть такие композиции, где равновесие сознательно
нарушается в целях достижения определенного художественного эффекта. Такой эффект
всегда обусловлен содержанием картины, и фотограф прибегает к нему потому, что сюжет
получает особую выразительность именно при этом изобразительном решении кадра.
Примером снимка, в котором нарушены классические принципы равновесия, может
служить фото 53 (Е. Шматриков "Борцы"). Фигуры спортсменов расположены в правой
части кадра и сюда же направлено движение. Вертикальная ось основной группы, таким
образом, резко смещается от центра вправо, равновесие композиции нарушается, она теряет свою устойчивость. Но это, конечно,
не случайность, а сознательно примененный автором композиционный прием. Фотограф знает, что равновесие сообщает рисунку
устойчивость. Следовательно, потеря равновесия, выход из устойчивого положения содержат в себе элемент динамизма. Значит,
неуравновешенная композиция должна помочь передаче движения и сделать снимок более динамичным. Так оно и есть: потеря
композиционного равновесия на фото 53 усиливает эффект внутрикадрового движения. Эффект подчеркивается также уклоном ли-
нии горизонта.
Итак, большое количество конструктивно четких по композиции и живописных по рисунку снимков показывает, что в основе их
изобразительного решения всегда лежит определенный замысел автора, а материал компонуется по тому или иному принципу.
Один из таких принципов - формирование смыслового и композиционного центра, который
становится началом построения кадра. В других случаях композиция решается по законам равно-
весия (что, конечно, не снимает задачи акцентирования внимания зрителя на главном объекте
изображения). Основой построения кадра может стать и сопоставление темного и контрастного
переднего плана с нерезкой и светлой глубиной. Возможно решение снимка на ярком световом
пятне при общей низкой тональности всего поля кадра. Структурным принципом может явиться
симметрия линейного рисунка, и многие другие приемы становятся организующим началом изо-
бразительного решения темы в фотографии. В результате рождается четкая композиция кадра,
становящаяся ключом к пониманию образного строя картины.
И только в рыхлых по форме снимках, где авторская мысль теряется в запутанных линиях или
пестрых тонах изображения, мы не сможем найти принципа организации материала, поскольку
он не был определен и найден самим автором. В таких снимках нет ни продуманных тональных
сопоставлений, ни выразительного линейного рисунка, ни какого-либо иного композиционного
начала. Отсюда - и пестрота, несобранность, неслаженность изображения. Отсутствие приема...
Это плохо.
Но вот перед нами фото 54. Тут уже не скажешь, что у автора не было замысла, что приемы по-
строения изображения остались неиспользованными: каждому ясно с первого взгляда - снимок
построен на контрастах черного и белого.

Сайт создан в системе uCoz