Беседы о фотомастерстве

Извест-
ный скульптор, конечно, шутил, когда сказал: "Это очень просто". Совсем не просто преодолеть сопротивление материала, выде-
лить смысловой центр композиции, соотнести его с другими композиционными элементами... Совсем не просто выразить свой за-
мысел средствами фотографического изображения.
Первый снимок. Да, трудно надеяться, что в первый же съемочный день будет подучен тот художественный результат, о кото-
ром шла речь в начале беседы. Перед начинающим фотографом встает много сложных проблем. Удастся ли найти интересный,
оригинальный сюжет? Посчастливится ли отыскать тот удивительный момент, когда жизнь в своем безостановочном движении
сложится в яркую картину? Будет ли достаточно выразительным световой рисунок? Каким окажется небо - ярким и безоблачным
или на нем появятся облака, которые распишут небо живописными мазками?
Не исключено, что среди кадров, сделанных в первый день практических занятий окажутся снимки, похожие на фото 17. Неин-
тересный, слабый снимок. В чем его недостатки?
"Нечеткая композиция...", "Люди заняли в кадре случайные места...", "Отсутствует светотень...", "Пестрое, неслаженное изобра-
жение..." - наверное, услышим мы в ответ.
Что же, все это правильно. Но можно ли было ожидать здесь удачного изобразительного
решения? Нет. О чем рассказал фотограф зрителю? Что, собственно, он снимал?
Снимок сделан на одной из площадей Москвы. В глубине кадра высотный дом. Но что от
него осталось на снимке? Фрагмент. Ближе к аппарату люди. Случайные прохожие, случай-
ные фазы движения... Фотограф, не задумываясь, снял все, что попало в данный момент в
поле зрения объектива фотоаппарата. А какова тема снимка? О чем он? Трудно ответить на
подобные вопросы, потому что автор снимка и не ставил перед собой никакой определенной
смысловой задачи, бросил случайный взгляд в сторону высотного здания и нажал спусковую
кнопку затвора аппарата. А если это так, то откуда же взяться выразительному построению
кадра? И соответственно неопределенному содержанию возникает невнятная изобразитель-
ная форма снимка.
Мы получили убедительное подтверждение одного из важных положений. Без ясного ав-
торского замысла, без четкого сюжета не может быть найдено законченное изобразительное
решение снимка. Начало формирования кадра - это сознательный отбор жизненного матери-
ала, введение в кадр только тех деталей, которые органически связаны с выбранным сюже-
том. Вот почему мы всегда должны думать о взаимосвязи формы снимка с его содержанием,
о ведущем значении содержания при создании произведения искусства.
îÓÚÓ 17
Поиск темы и ее решения. А какие тематические задачи мог бы поставить перед собой фо-
тограф, работая в пределах данного материала? Таких задач могло быть несколько. Вот, напри-
мер, одна из них: "Архитектура Москвы, ее современность, масштабность, красота".
Тема есть. И теперь фотографу уже не безразлично, что именно войдет в кадр. Задавшись оп-
ределенной мыслью, он наверняка начнет искать такие элементы композиции, через которые
всего убедительнее и полнее раскроется его тематический замысел.

Сайт создан в системе uCoz