Беседы о фотомастерстве


Контрастные соотношения светов и теней складываются в отчетливый рисунок, порой даже напоминающий графические
построения. Пластические светотональные переходы обрисовывают объемы и пространства. Полон своеобразия рисунок,
возникающий при мягком бестеневом освещении.
Характер освещения объекта зависит от источника света (солнце, луна, свет, рассеянный атмосферой), от его положения
по отношению к объекту, от состояния облачности. Яркости, возникающие на наблюдаемом объекте, определяются двумя
величинами: отражательной способностью освещаемых поверхностей (их цветом и фактурой) и характеристиками падаю-
щего на поверхность света (его силой, спектральным составом, направлением падения лучей).
Как видите, названо много переменных величин: источники света, интенсивность светового излучения, спектральный со-
став, направление световых лучей, цвет, фактура освещаемого объекта и пр. Можно представить себе, какие разнообразные
световые рисунки возникают при различных сочетаниях этих элементов. В темном помещении, куда проникает тонкий луч
солнечного света, образуется эффектный световой рисунок, возникают высокие контрасты светотени, складывается общая
низкая тональность. В погожий день под деревьями образуются кружевные тени. Дождливой осенью мягкий рассеянный
свет пасмурного дня подчеркивает пастельные тона пейзажа. Ранней весной снег искрится, блестит вода, тени становятся
прозрачными...
Таким образом, жизнь предлагает множество вариантов освещения. Но, к сожалению, начинающий фотограф еще не мо-
жет оценить всех возможностей световых рисунков и поначалу относится к свету как к фактору, обеспечивающему нормаль-
ные технические условия съемки: объект освещен, уровень освещенности позволяет получить правильно экспонированный
негатив, и, следовательно, можно снимать.
Действительно, на выбранном для съемки объекте чаще всего есть уровень освещенности, позволяющий проэкспониро-
вать пленку, а предметы, составляющие объект, имеют самые различные яркости, поскольку они разнообразны по цветам и
повернуты к источнику света под различными углами. В этих условиях при точной наводке на резкость и правильном расче-
те экспозиции фотоизображение обязательно получится. Но каким оно будет? По свету - случайным, иногда удачным по ри-
сунку светотени, но чаще с неопределенным световым решением и лишь грамотным технически.
Очень важно разобраться подробно в назначении света в фотографической практике и уяснить, как же должен относиться
фотограф к выбору или созданию светового рисунка кадра.
Фотоснимок рисуется светом. Слово "фотография" примелькалось, его первоначальный смысл нередко забывается, а
ведь в буквальном переводе оно означает светопись. Это прекрасное слово как нельзя более точно передает смысл процесса
получения фотографического изображения. Оно действительно "написано светом", образуется в результате фотохимического
воздействия световой энергии на светочувствительный эмульсионный слой, покрывающий фотопленку, фотопластинку, фо-
тобумагу.

Сайт создан в системе uCoz