Беседы о фотомастерстве

А линейный рисунок кадра? Он совершенно иной, чем в
предыдущем случае: линии имеют ярко выраженные сходы, устремляются в глубь снимка.
Средства изменения перспективного рисунка кадра. Перспектива фотоизображения одного и того же объекта может быть
очень различной. По своей воле (будем только всегда иметь в виду, что она направляется верным пониманием задач искусства
и идейно-художественным содержанием картины) фотограф может изменить перспективу кадра и изобразить объект съемки в
том или ином перспективном рисунке. Для этого он выбирает различные точки съемки и применяет объективы с различными
фокусными расстояниями. На перспективу фотоизображения оказывают также влияние расстояние, с которого ведется съемка,
высота установки фотоаппарата, направление оптической оси объектива по отношению к снимаемому объекту. Смена объекти-
вов в одних случаях резко меняет перспективу изображения, в других - не оказывает влияния на перспективный рисунок кад-
ра.
Близкие и удаленные точки. Эти точки съемки одинаково широко применяются в практике фотографии. Одни дают воз-
можность изобразить на снимке широкие просторы полей, перспективу улицы города или пространство интерьера, другие -
увидеть близко и подробно жанровую сценку, лицо человека, предметы, составляющие натюрморт. Приближая или удаляя точ-
ку съемки, мы изменяем масштаб изображения предметов.
Но всегда следует помнить, что изменение расстояний, с которых ведется съемка, неизбежно влечет за собой изменение пер-
спективного рисунка изображения. Три снимка фото 88, а, б, в - наглядно показывают, что происходит с перспективой кадра,
когда мы изменяем расстояние между точкой установки фотоаппарата и выбранным объектом съемки.
Самый спокойный и верный действительности перспективный рисунок башни получается при съемке с относительно боль-
шого расстояния - 50 м (см. фото 88 а): все основные линии в кадре строго вертикальны, масштаб изображения верхней и ниж-
ней частей башни примерно одинаков.
Но
вот мы
при-
ближа-
емся к
объек-
ту
съемки
и уста-
навли-
ваем
фото-
аппа-
рат на
рассто-
янии
18 м
(см.
фото
88 б). Стоило нам передвинуться, как во многом изменилась перспектива кадра: возникли наклоны вертикальных линий, обра-
зовались сходы этих линий, устремляющихся к точке, находящейся за верхней границей кадра.
Подойдем к башне еще ближе. Фото 88 в сделано с расстояния 8 м. Линейная перспектива еще более усиливается. Масштаб
нижней части изображения сильно преувеличен по сравнению с верхней.
Во всех трех случаях съемка велась объективом "Индустар" с фокусным расстоянием 50 мм. Почему меняется перспектив-
ный рисунок? Мы уже установили, что перспективный рисунок связан с изменением масштабов изображаемых предметов. Чем
значительнее разница между размером ближнего и дальнего предметов на снимке, тем большим нам кажется разделяющее их
расстояние, тем активнее линейная перспектива. Известно также, что масштабы разноудаленных предметов зависят от расстоя-
ний между ними и точкой съемки.

Сайт создан в системе uCoz