Беседы о фотомастерстве


Репортажный снимок становится художественной картиной, когда несет в себе элементы обобщения, когда через
единичное, частное раскрываются сущность происходящего и характеры людей; такой снимок создается по законам
художественного образа. Подобное изображение эмоционально и вызывает у зрителя сопереживание и
определенное настроение. Оно имеет совершенную художественную форму, хотя и создается репортажно, порой в
условиях, оставляющих репортеру для финала творческого процесса лишь считанные секунды.
Залог успеха творчества репортера - хорошее знание материала, над которым ему предстоит работать. Тогда,
внимательно наблюдая за ходом события, находясь в самом его центре и оценивая весь процесс в целом, фотограф
может выбрать наиболее яркие и впечатляющие моменты, характерные для этого события и раскрывающие его
сущность. Эти моменты и будут воспроизведены в снимках.
Изобразительное решение репортажного снимка. Формы и композиционные решения репортажных снимков
нуждаются в особом изучении. Документальная сущность фотоизображений делает их рисунок весьма
специфичным. Здесь часто складываются композиции разомкнутые; нередко фигуры, расположенные у границ
кадра, срезаются его рамкой; значительная часть снимка может оказаться в нерезкости при резком сюжетном центре.
Весь рисунок кадра становится подвижным, динамичным. Динамичность важна здесь как ни в каком другом виде
фотографии, ибо она помогает передать пульс жизни и ее подлинную правду. Таким образом все, что было изложено
в беседе о динамичности фотоизображения, следует отнести к фоторепортажу и уделить этой проблеме самое
большое внимание.
Своеобразие изобразительных решений репортажных снимков, их свободные, разомкнутые композиции несомненно
находят основание в самом характере материала: мы рассматриваем репортажный кадр как "фрагмент времени и
пространства", как зафиксированный кратчайший миг события, протекающего во времени и пространстве,
выходящем далеко за пределы угла зрения объектива. Смысл кажущейся незавершенности композиции в том, что
она должна способствовать сохранению у зрителя впечатления временной и пространственной протяженности,
масштабности происходящего. Для репортажного снимка эта незавершенная композиция завершена. Событийный
материал не вмещается в классические композиционные формы, свойственные портретной или пейзажной
фотографии.
Необходимо особо отметить важность точного и яркого изобразительного решения репортажного снимка. Иногда за
счет репортажности съемки и жесткого режима времени, в котором проходила работа, стараются списать неудачную
точку съемки, невыразительный ракурс, рыхлый световой рисунок и другие недостатки неслаженной
изобразительной формы репортажного снимка. Но репортажность съемки не извиняет этих художественных
просчетов. Репортажному снимку, так же как и всякому другому, нужны и лаконичность рисунка, и акцент на
смысловом центре, и выразительный свет, и перспективное построение кадра. Более того, серьезность и важность
тем, над которыми работает репортер, налагают на него особую ответственность и выдвигают требования особо
правдивого, динамичного, эмоционального решения снимка.

Сайт создан в системе uCoz