Беседы о фотомастерстве

Многие из этих работ поражают блеском мастерства, тонкостью
композиционных и колористических находок. Такие композиции, конечно,
имеют право на жизнь в богатом жанрами и видами реалистическом
искусстве фотографии. Однако это - лишь простейшие случаи работы над
предметными композициями.
Средствами натюрморта могут быть решены более сложные
художественные задачи. снимки этого жанра могут стать своеобразными
картинами человеческой жизни и многое рассказать о невидимом в кадре
человеке. Таким образом, значение натюрморта в фотографии выходит за
пределы буквального перевода термина "натюрморт" - "мертвая природа".
Снимки, которые мы иногда называем предметными композициями, живут
отраженной жизнью человека. Мы знаем немало таких картин: в кадре -
угол письменного стола, на нем - часы, показывающие позднее время,
книги, раскрытая тетрадь, стакан крепкого чая. И окончательно уточняет
тему подпись под снимком: "Завтра- экзамен". Другая картина: карниз
дома с длинными сосульками, капель... Широко открыта форточка окна,
сияет солнечный свет... Яркие приметы весны. Название снимка- "Март".
Средствами натюрморта по-разному может быть раскрыта тема "Утренний
завтрак". В одном случае вещи, изображенные на снимке, рассказывают о
человеке, который встал пораньше, чтобы позавтракать не спеша, успеть
прочитать утреннюю газету. В другом случае снимок говорит о другом человеке, который проспал, опаздывает на
работу, в спешке пролил свой чай, рядом со стаканом бросил галстук и пр. Круг тем натюрморта буквально
неисчерпаем.
Один из примеров такого тематического натюрморта - фото 150 (Н. Поляков
"Инъекция"), где автор строит свой снимок с расчетом на ассоциативные
представления зрителя, дающие ему возможность через показанные в кадре
частности увидеть обстановку врачебного кабинета.
При съемке такого рода картин для возможно более глубокого и яркого
раскрытия темы используются все изобразительные средства фотографии -
свет, композиционные приемы, тональность, колорит. Решение
изобразительных задач приобретает здесь особую конкретность, поскольку на
снимках не просто изображаются предметы как таковые, а передаются среда,
обстановка, настроение. И зритель, как уже говорилось, получает впечатление
не только от того, что он непосредственно видит в кадре, но и от того, что
предполагается и происходит за пределами кадрового пространства.
Все это дается непросто. Неправильным было бы считать натюрморт
простейшим жанром фотоискусства. Здесь, как и в любом другом жанре,
необходимо научиться выражать в конкретных формах - поэтических,
символических, ассоциативных - свою мысль, тему, сюжет. Крайне важно
добиться законченного композиционного и светового решения кадра,
убедительной передачи на снимке объемов, фактур, цветов предметов, их пространственного положения.
Необходимо найти образный строй картины, сообщающий ей художественность и живописность.
В жанре натюрморта особо точной должна быть работа со светом, поскольку
сюжеты снимков часто бывают прочно связаны с обстановкой и временем
действия.

Сайт создан в системе uCoz