Беседы о фотомастерстве

Как это достигается фотографом - покажут примеры.
Доминирующий тон. Известно немало черно-белых снимков, удивительно точных по тональному рисунку. Подобно тому
как, анализируя художественное решение живописного полотна, говорят о золотистом колорите или о картине, выдержанной
в голубых тонах, точно так же говорят и о светлой или темной тональности черно-белого снимка. Таким образом, называют
тон, преобладающий, доминирующий в картине. Доминирующий тон является основным, и с ним согласуются все осталь-
ные тона и полутона. Они обозначаются на снимке более легкими "мазками" и не разрушают единства тонального решения
общей светлой или приглушенной темной тональности снимка.
Еще раз следует заметить, что, называя внешние признаки колорита - золотистый тон, светлую тональность и пр., мы име-
ем в виду, что эти цвета и тона являются средствами создания художественных образов, передачи состояния природы, рас-
крытия характеров и пр. Иначе суждения о колорите неизбежно становятся
поверхностными.
Пропорции тонов. Тональное решение снимка во многом зависит от сораз-
мерности и определенного соотношения светлого и темного в кадре. Фото 77
(В. Сальников "Вечереет...") решено в низкой тональности, что верно переда-
ет пейзаж при закате солнца. Яркий участок неба в левой части снимка не
разрушает общей тональности, так как на этот фон проецируются темные
стволы и ветви деревьев, сквозь кроны которых просматриваются лишь отно-
сительно небольшие пятна яркого белого тона. Можно сказать, что пропорции
белого и темного здесь взяты верно.
Но вот в правой верхней части кадра яркая белизна неба выглядит актив-
ным пятном, слишком большим по площади, выпадающим из общего тональ-
ного решения снимка. Возникает желание хотя бы слегка запечатать это пятно
îÓÚÓ 77
и тем добиться согласования слишком яркого участка с общим тоном кадра.
Значительно более собранным в тоне получилось фото 77 а (Л. Сергеев "В
осеннем парке"). Небо здесь перекрыто темной по тону аркой, на яркой дорож-
ке видны силуэты людей. Выбранная точка съемки и композиционное размеще-
ние материала помогли найти стройное тональное решение снимка.
Контраст тонов. В образовании черно-белого фотографического изображе-
ния может участвовать различное число тонов, и чем их меньше и чем дальше
по шкале тонов они отстоят друг от друга, тем большим становится контраст
изобра-
жения.
Так,
фото 78 а
(А. Пуга-
чев "Гра-
фический этюд") образовано, по существу, всего двумя
основными тонами: ярко-белым и черным. Короткая
тональная шкала и высокий контраст изображения со-
общают снимку характер рисунка тушью. Этот вари-
ант снимка получен, по существу, в лаборатории.
Интересно посмотреть на исходный материал фото
78 б, вот каким было изображение до его лаборатор-
ной обработки.
Фото 79 тоже достаточно контрастно, но шкала тонов здесь более
длинная. Промежуточные тона позволяют автору (А. Горчуков), работа-
ющему над портретом в светлой тональности, живо передать объемно-
пластическую форму лица.

Сайт создан в системе uCoz