Беседы о фотомастерстве

А особо
отчетливо эти качества фотографии проявляются именно в фоторепортаже, где снимки становятся ярким рассказом
очевидца о больших событиях современности. Более того, фотограф, хорошо освоивший фоторепортаж, сумеет
запечатлеть на снимке такой яркий момент, раскрыть смысл происходящего так точно, выбрать такую точку съемки,
что зритель станет чуть ли не участником события.
Фоторепортаж - широкая сфера деятельности фотографа. Термин происходит от французского "информировать",
"извещать" и показывает, что репортажный снимок - это прежде всего правдивый фотодокумент, доставляющий
визуальную (зрительную) информацию.
Объект изображения в фоторепортаже - всегда событие актуальное, имеющее общественно-политическое или
народно-хозяйственное значение; объект исследования - жизнь человеческого общества. Необходимо акцентировать
внимание на публицистичности репортажных снимков. Конечно, между фоторепортажем и публицистикой простого
знака равенства поставить нельзя, но невозможно представить себе ни одного истинно репортажного снимка без
публицистического начала. Следует также отметить агитационно-пропагандистское значение фоторепортажа.
Основная масса снимков, возникающих в этой сфере творческой практики может быть отнесена к так называемому
информационному роду фоторепортажа. Снимки как бы аналогичны заметкам или интервью в практике
журналистики. На высокое звание произведения фотоискусства такие снимки, естественно, не претендуют.
Информационный снимок имеет ту же событийную основу, что и весь фоторепортаж в целом, содержит в себе
сообщение о новости дня, отличается высокой оперативностью, но нередко освещает лишь единичный факт, не
поднимаясь до обобщения. Вместе с тем необычайно интересна жизнь информационного снимка во времени.
Известно особое явление в сфере информационного фоторепортажа: некоторые фотографии, сделанные в
отдаленные от нас годы как снимки чисто информационные, словно проходят "просветление временем" и много лет
спустя становятся глубоко волнующими образными картинами далекого прошлого, донося до нас образ эпохи.
Таковы снимки фронтовых фотокорреспондентов, прошедших в первом эшелоне трудные дороги Великой
Отечественной войны.
Информационный род фоторепортажа соседствует с другим его разделом, где событие уже не просто фиксируется в
кадре, но намечается аналитический подход к материалу, где проступает авторская позиция, оценка явления
действительности, с которым встретился фоторепортер. Здесь идет активная творческая интерпретация, а не прямая
съемка жизненного материала. Но, конечно, в основе снимка по-прежнему лежит конкретный факт. Однако на
снимке этот факт как бы сопровождается авторским комментарием.
Создать живую яркую многоплановую картину в фоторепортаже, несомненно, много труднее, чем в любой другой
области фотографии. Природа фоторепортажа не допускает никакого вмешательства фотографа в происходящее
событие, и съемка здесь возможна только непосредственно по ходу действия: фоторепортер следует за событием,
схватывает его узловые моменты.

Сайт создан в системе uCoz