Беседы о фотомастерстве

Аналогия была подсказана творческой практикой нового искусства, жанры на новой почве получили
специфическое содержание и свойственные фотографии того времени изобразительные формы, правда, в чем-то
близкие живописным.
Но позже, в тот момент, когда фотография осознала себя как вид журналистики, когда главной ее силой стала
документальность, при возникновении новых жанровых структур аналогия с живописью, естественно, кончилась.
Фотография оказалась прочно связанной с журналистикой, и в дополнение к существующему возник новый
жанровый ряд - фотоинформация, фоторепортаж, фотоочерк. Нетрудно заметить, что здесь - тоже аналогия, на этот
раз с журналистикой.
Но не все в фотографии может быть классифицировано и соизмерено подобными параллелями с другими
искусствами и видами творчества. В современной фотографии появились снимки, которые еще ждут своей
классификации, и жанры, которые требуют теоретического осмысления и разработки.
Например, уже не умещаются в существующей жанровой системе фотокартины (эти картины, заметим, уже не
имеют ничего общего с произведениями искусства живописи), подобные известным работам фотокорреспондентов
Дм. Бальтерманца - "Горе", В. Мастюкова - "У вечного огня" или Л. Устинова и А. Лобова - "Коммунисты
Самотлора", где на основе съемки репортажной, строго документальной возникает обобщение такой глубины,
размышление такого масштаба и эмоциональное звучание такой силы, что снимок приобретает черты подлинно
художественного произведения. Эти репортажные снимки становятся законченными произведениями
фотоискусства, посвященными крупным темам современности, картинами с глубокой психологической
характеристикой героев, многоплановой разработкой темы, широким размахом живописного полотна или тонкими
лирическими интонациями.
Речь идет, следовательно, о возникновении художественного образа в сфере фоторепортажа, художественного
образа, структура которого полна своеобразия, потому что фотоизображению, несущему обобщение, веришь как
документу, да оно, собственно, документом и является.
Подобные произведения возникают как бы в точках пересечения двух линий: фотожурналистики и фотоискусства. И
именно здесь фотография раскрывает всю силу своих творческих возможностей. Здесь-то и рождаются новые,
подлинно фотографические жанры искусства, не имеющие аналогий в других его видах. Эти жанры еще не
получили строгих и точных терминологических обозначений, но независимо от этого они заняли в современной
фотографии ведущее положение. Пока их относят просто к разделу фоторепортажа, где они, однако, ярко
выделяются своей образностью на фоне обычной информационной и репортажной продукции. Образные
репортажные снимки сегодня складываются в новый жанр фотоискусства.
О методике работы в различных жанрах. Новый вид искусства, новая отрасль журналистики - фотография должна
была открыть свой собственный, особый, органически присущий ей способ создания произведений.
Когда-то, на заре фотографии, рождение этой методики началось с заимствования приемов композиции и
изобразительных решений классической живописи.

Сайт создан в системе uCoz