Беседы о фотомастерстве


Обратите внимание, что на снимке особенно мало пространства внизу, где для
композиционного рисунка необходима опора, база. Опустите мысленно нижнюю
границу сантиметра на два. Вы почувствуете большую устойчивость построения
рисунка.
Одновременно фотограф уточнил схему света: включил дополнительный источник
света, установив его спереди и снизу (в глазах видны три блика). Источник закрыт
картонными шторками и светит только в зону глаз. Образовался еще один точечный
блик, но блеска глаз, который был на фото 155,в, не получилось. Изменились углы
падения световых лучей по отношению к направлениям взгляда и оптической оси
объектива, и яркие блики, подчеркивающие фактуру влажной поверхности глаза,
исчезли.
На фото 155,ж портрет снят более крупным планом объективом "Гелиос-44"
(фокусное расстояние 58 мм); фотоаппарат "Зенит". Использовано переходное кольцо
N1. Это - один из возможных вариантов композиции и кадрирования портрета, хотя
здесь опять дают о себе знать особенности верхней точки съемки.
Может быть, одним из самых эффектных является портрет на фото 155,з. Низкая,
темная тональность, контрастный свет, яркие блики на совершенно темном фоне.
Эффектно. Но человек здесь вышел почти неузнаваемым. По-видимому, в стремлении к
внешней броскости светового и тонального рисунка кадра, фотограф потерял главное
направление поиска изобразительной формы. Вот и получилось, что содержание и
изобразительная форма снимка не слились в едином решении фотопортрета.
Соотношение объекта и фона. Управление двумя этими компонентами портретной
композиции и нахождение их правильных соотношений очень важны для
формирования фотопортрета, для усиления акцента на смысловом центре, для создания
единого тонального рисунка кадра.
Объект хорошо выделяется на фоне в следующих случаях:
фигура значительно светлее фона: фон светлее объекта; фигура и фон имеют
одинаковую тональность и разделены световым контуром; фон и объект при
одинаковой тональности разделены теневым контуром; светотеневые и светотональные
контрасты фона ниже, чем контрасты объекта. Рассмотрим эти случаи на нескольких
вариантах одного портрета.
Фото 156,а снято при следующем соотношении объекта и фона: экспонометр
"Ленинград-2", шахта которого направлена на лицо человека, показал шестой канал
красной шкалы. Фон специально не освещался, на нем имелась лишь очень низкая
освещенность результат действия небольшого количества общего рассеянного света,
имеющегося в комнате. На снимке фон получился совершенно черным. Вообще такая
тональность фона в портрете возможна, но в данном случае она совершенно не связана
с тонами, образующими изображение человека. Свет направлен на лицо спереди и немного сверху, возникающие
при этом тени коротки, участки темного тона невелики по площади. Объемная форма рисуется за счет мягкой
градации светлых тонов. Эти доминирующие тона нигде не повторяются на фоне, равно как и темный тон фона не
находит никакого отклика в тональной разработке лица и фигуры. Получается, что основной объект изображения
решен в светлой тональности, фон - в темной, единого ключа к общему решению портретной композиции фотограф
не нашел.

Сайт создан в системе uCoz