Беседы о фотомастерстве

Конечно, снимок при этом получает-
ся. Но какой? На фото 40 элементы композиции - часть кроны дерева и облако слева, дере-
вья и дорожка в правой стороне кадра - заняли на картинной плоскости случайные места,
не образовали единого рисунка.
Облако и дерево срезаны рамкой кадра и значат для снимка так мало, что невольно воз-
никает вопрос: а нужны ли они вообще? И деревья справа тоже отодвинуты к самой грани-
це кадра. Дорожка, едва наметившись возможной композиционной линией, сразу же выхо-
дит из кадра. Остается незаполненной центральная часть, которая является очень актив-
ным участком пространства кадра, и это вызывает ощущение пустоты, отсутствия компо-
зиционного центра картины.
В какой-то степени зрителя может удовлетворить техничность этого снимка, сочность
тонов, четкость оптического рисунка. Да, были хорошие объектив и негативный фотомате-
риал, лабораторные условия обработки пленки и фотобумаги. Техника сыграла свою роль,
а вот фотограф с задачи не справился, не смог разместить элементы композиции на кар-
тинной плоскости, соединить их в гармоничный композиционный рисунок.
Создание снимка начинается задолго до того, как производится спуск затвора фотоаппа-
рата. Съемка- это не краткое мгновение, длиной в 1/50 или 1/100 долю секунды. Это - про-
цесс иногда довольно короткий, в других случаях достаточно длительный. Экспонирова-
ние - финал процесса. Все сделано раньше: задумана тема, найден сюжет, определены точ-
ка съемки и характер светового рисунка, материал скомпонован в кадровом окне фотоаппа-
рата. Наконец, подмечен тот единственный момент, в который сюжет раскрывается с необычайной полнотой и точностью. В собы-
тии - это его кульминация. В портрете - это характерное выражение лица, выразительный жест. В спортивном снимке - это точно
высеченная фаза движения. В пейзаже - это порыв ветра, отклонивший ветку дерева или солнечный блик, неожиданно упавший на
желтые листья осенних кленов. Вот теперь можно нажать спусковую кнопку затвора.
Понятие "кадр". В фотографии и фотоискусстве при анализе изобразительного решения снимков пользуются профессиональ-
ной терминологией. Представляется полезным раскрыть смысл некоторых широко применяющихся понятий.
Материал, найденный фотографом в жизни, зритель позже видит на снимке, то есть на листе фотобумаги того или иного форма-
та. Снимок имеет определенные границы, чаще всего очерчивающие некий прямоугольник. Эта рамка заключает в себе простран-
ство, которое фотограф как бы вырезал при съемке из широких просторов пейзажа или интерьера. Многое осталось за пределами
рамки, а что-то сделалось достоянием зрителя.
Выбор для съемки лишь части объекта должен быть мотивированным. Вполне закономерен вопрос к фотографу, почему он оста-
новил свое (и наше) внимание именно на этой части объекта. Должен последовать уверенный ответ: да потому, что именно здесь
находится центр события, характерная часть пейзажа, наиболее существенные элементы будущей картины.
Пространство, ограниченное прямоугольной рамкой матового стекла или видоискателя фотоаппарата, часто называют кадром.

Сайт создан в системе uCoz