Беседы о фотомастерстве


Предметы в натюрморте должны быть изображены убедительно, такими, какими мы привыкли видеть их в жизни.
Это не значит, конечно, что фотограф работает в этом жанре как копиист, но это означает, что его творчество
опирается на гармонию и красоту, которые мы видим и ценим в жизни.
Каждая из фактур, встречающихся при съемке, требует своего подхода к установке осветительных приборов. Мы
уже рассказывали о характерных схемах света - которые используются при съемке стекла. Совершенно иначе
следует подходить к освещению полированных поверхностей, которые обладают направленным зеркальным
отражением и потому требуют применения широкоизлучателей, лучше даже не осветительных приборов, а
отражательных щитков и подсветок. В полированных поверхностях отражается все, что их окружает, и часто
осветительные приборы приходится направлять не на сами предметы, а на то, что в них отражено, - на стены и
потолки комнаты и пр. Прибор, направленный прямо на полированный предмет, дает только яркий блик - отражение
источника света, но не высветляет поверхности в целом. Вот почему необходим отраженный свет, а в сочетании с
ним и не сильный направленный свет, так как без бликов невозможно выявить характерный блеск полированного
предмета.
Достаточно сложны освещение и передача каждой фактуры. А ведь в натюрморте иногда соседствуют и сочетаются
фактуры самые различные по характеру строения и отражения падающего света. Схема света при этом еще более
усложняется.
Трудности эти, конечно, преодолимы. Мы знаем великолепные натюрморты с фруктами, где блестит влажный срез
лимона и матовая пыльца покрывает спелые кисти винограда. Нас радуют
полные жизни и красоты натюрморты с цветами, на матовых красочных
лепестках которых поблескивают капли утренней росы. И о сложностях
съемки натюрморта здесь говорится лишь для того, чтобы показать
глубину возможностей этого жанра, поначалу кажущегося простым, и еще
для того, чтобы читатель заинтересовался предметными композициями и
полюбил их. Съемка в этом жанре принесет несомненную пользу всем, кто
систематически работает над повышением мастерства.
Портрет и содержание работы портретиста. Фотолюбитель, постигший
сложности фотографической техники, без особого труда получает
портретные снимки, подобные фото 152, снятому в лучших традициях
бытовой фотографии. Технически снимок вполне удовлетворителен:
полная оптическая резкость изображения; освещение, которое в общем
дает неплохую проработку пластичной формы лица; контровой свет,
придающий блеск волосам... И даже внешнее сходство здесь несомненно
есть. Словом, в бытовой фотографии, такой, как снимок на память или для
документа, этот портрет можно оценить вполне положительно. Выше мы
уже говорили о том, что критерий оценок впрямую зависит от того, к
какому виду и жанру фотографии относится данная работа, от того,
каковы ее функции, каковы цели и задачи ее создания.
Но почему этот портрет не стал художественным? Почему он уступает таким работам, как, например, фото 153 (Б.

Сайт создан в системе uCoz