...
Ключевой свет
диктует именно такое распределение яркостей.
Но предположения не оправдываются. Фотограф направляет на лицо второй освети-
тельный прибор и устанавливает его неудачно: световой поток оказывается встречным
для ключевого света, разрушает форму наметившейся светотени. И вот теперь там, где
должна была обозначиться тень, оказались ярко освещенные участки. Изображение те-
ряет объемность: из-за однотонности, отсутствия градации тонов щека, шея становятся
совершенно плоскими. Конечно, один прибор задне-бокового света не решал всего све-
тотеневого рисунка изображения, была необ-
ходима подсветка теней. Но прибор рассеян-
ного света следовало установить слева и спе-
реди, с тем чтобы свет двух приборов сливал-
ся в единый рисунок светотени.
Градация тонов в светах и тенях. Изображение объемов осуществляется не
только за счет сопоставления световых и теневых участков изображения, этих ос-
новных, ясно намеченных светотонов. Снимок, в котором хорошо передана объем-
ная форма, показывает, что световой блик или освещенная поверхность - это не
просто однотонный белый участок и тень отнюдь не сплошная чернота в кадре. В
световых бликах можно найти гамму светлых тонов, их сочетания, переходы как
раз и дают возможность вылепить объемы освещенных предметов. В тенях также
намечаются тона более темные и менее темные, именно их градация выражает
объемные формы теневых участков, лишает тени монотонности.
Так получается, когда задача изображения объемов решена успешно. Но в прак-
тике работы бывает и иное. Например, ночные снимки часто отличаются высоким
контрастом, и при экспозиции по светам тени оказываются в области недодержек.
При этом они передаются глухим черным тоном, лишенным полутонов. Отсюда -
полное исчезновение пространств, объемно-пластических форм, фактур поверхно-
стей. Отсюда - плоские изображения, в которых яркие белые пятна ночных огней
ничем не объединены и рассыпаны в беспорядке по совершенно чёрному полю.
Примером хорошей проработки темного тона может служить фото 115 (Б. Смир-
нов "Ночная смена"). Темнота здесь пластична, решена в мягких тональных пере-
ходах, причем детали переданы очень мягко, в той же низкой, темной тональности,
в которой решен и весь снимок.
Масштабные сопоставления. И, наконец, последнее. Характер пространственных форм объекта съемки может быть
окончательно уточнен и хорошо подчеркиваться масштабными сопоставлениями, специально найденными при построении
кадра. Эти сопоставления возникают как сравнение изображаемых зданий, цехов и пр. с хорошо знакомыми зрителю фигу-
рами и предметами. Чаще всего в этих целях используются сравнения масштабов сооружений с фигурами людей, что и по-
могает зрителю правильно оценить размеры здания, интерьера и пр.
îÓÚÓ 114
îÓÚÓ 115
БЕСЕДА ЧЕТЫРНАДЦАТАЯ
Передача фактур на снимке и структура фотоизображения
Что такое фактура? Под фактурой понимается характер строения поверхностей,
которые по этим признакам могут быть разделены на три большие группы: матовые,
глянцевые и зеркальные.