Беседы о фотомастерстве

Это дела-
ет ее менее активной. Важно, что и тона снимка повторяются справа и слева от
главной композиционной линии: белые тона снега связываются с белизной бли-
ков на воде, а общий темный тон водной поверхности перекликается с темны-
ми тонами растений.
А вот автора фото 65 постигла неудача: композиция снимка явно распадается
на две части. Как будто здесь есть и ритм (похожие контуры двух фигур) и сим-
метрия. А вот целостного композиционного решения нет. В чем дело? В кадре
нет единой направленности движения: каждая из видимых фигур имеет собст-
венное направление поворота. Соответственно, вписывая в кадр фигуру свар-
щика слева, хочется оставить свободное пространство по направлению его по-
ворота, а для сварщика справа - свободное пространство также впереди.
Таким образом, мы видим как бы два самостоятельных кадра,
каждый из которых композиционно более точен, чем все изоб-
ражение (на фото 65 показано возможное кадрирование). Впе-
чатление разлада в композиционном рисунке усиливается еще и
тем, что по центру снимка проходит линия бетонного столба.
Можно ли поправить положение и улучшить изображение ка-
дрированием? В процессе печати это сделать невозможно, весь
линейный строй снимка заложен во время съемки. А вот фото-
графировать следовало иначе. Прежде всего надо было изме-
нить точку съемки, сместить ее вправо или влево и таким обра-
зом избавиться от столба в центре кадра. Затем оценить распо-
ложение фигур, учесть их повороты и дождаться такого момен-
та, когда сварщики окажутся в других позах, займут на картин-
ной плоскости иные места.
Рассмотрим еще один пример поиска целостного композиционного рисунка. Фото 66 а ясно обнаруживает замысел автора:
построить кадр на контрастном сочетании черного и белого тонов. Задачу он решает не с помощью освещения, а специаль-
ным подбором тонов объекта. Фотограф делит пространство кадра на две части, введя в поле зрения объектива белый и тем-
ный участки фона. Обратите внимание на то, что линия раздела тонов совпадает с центральной вертикальной осью картины.
В такой композиции замысел автора реализовался, он добился задуманных контрастных сопоставлений. Но кадр состоит как
бы из двух самостоятельных частей, в общее целое они не объединяются. И если вы закроете по линии раздела тонов пра-
вую часть снимка, то увидите законченный натюрморт в светлой тональности, а если левую, то самостоятельный кадр в тем-
ной тональности.
îÓÚÓ 64
îÓÚÓ 65
Фотограф понял свою ошибку и, пытаясь улучшить композиционный рисунок, меняет предмет в правой части, пересекает
центральную линию стеблями цветов, надеясь, что это сделает ее несколько менее активной (фото 66 б). Но кадр по-преж-
нему отчетливо делится центральной линией.
Еще одна попытка: на белый фон фотограф помещает темный предмет, а на темный фон - легкий, прозрачный (фото 66 в).
Он стремится получить перекличку тонов правой и левой частей изображения и тем найти способ их соединения в общий
рисунок.

Сайт создан в системе uCoz