Беседы о фотомастерстве

Поэтому при первых опытах
работы с сетками лучше использовать их в процессе печати (хотя это и не вполне то же,
что применение насадок при съемке), устанавливая на объектив увеличителя. Тогда можно
будет применить сетки различной плотности, частичное экспонирование через насадку и
другие варианты смягчения изображения. Получив некоторый опыт работы с этими простыми
приспособлениями, можно будет использовать их и в процессе съемки.
Иногда фотолюбители пытаются достичь эффекта смягчения оптического рисунка
простым выведением из резкости объекта (при съемке) или изображения (при печати).
Сначала резкость наводится на объект или фотобумагу, подготовленную к печати, а потом
объектив специально сдвигается, и изображение становится нерезким. Это - малонадежный
способ работы, таким образом невозможно добиться хорошего результата. Изображение не
приобретает той живописности, которой добивается фотограф, а воспринимается как
нерезкое, технически несовершенное. Почему? Природа нерезкости здесь совершенно иная,
чем при съемке с сетками, когда контуры основного изображения постепенно
растушевываются, смягчаются. Здесь же резкости вообще нет, поэтому изображение
становится несформированным.
Другим приспособлением для уменьшения резкости изображения являются так
называемые диффузионные диски. Они представляют собой плоскопараллельные стеклянные
пластинки, на поверхность которых тиснением или гравировкой наносится геометрический
рисунок в виде сети углублений, канавок. При прохождении через такую пластинку
большая часть лучей света сохраняет свое основное направление и образует на снимке
четкий рисунок снимаемого предмета. Но часть лучей приобретает новое направление,
рассеивается в толще стекла и накладывается на основное изображение в виде мягких,
размытых полутонов. Получается общее смягчение оптического рисунка, которое
используют в некоторых случаях пейзажной и портретной съемки.
Степень смягчения оптического рисунка диффузионом зависит от характера
нанесенного на диск геометрического рисунка, от его густоты и глубины канавок. Обычно
диффузионы подбираются в комплекте, который дает возможность при съемке получать
необходимую по замыслу степень размытости изображения простой сменой насадки на
съемочном объективе.
Нерезкость как следствие сдвига
фотоаппарата во время эскпозиции. В числе
других нерезких изображений мы нередко
встречаем снимки, подобные фото 131 (Б.
Алешкин "Муравей"). Это - особая нерезкость,
которая касается большей части изображения, но
не его сюжетного центра. Такого рода
нерезкость, смазанность рисунка, возникает при
сдвиге фотоаппарата относительно объекта
съемки в момент спуска затвора. Прием
используется обычно при съемке динамичных
сюжетов и является в фотографии одним из
средств создания иллюзии движения. Получение
этого эффекта мы разберем подробнее в беседе о
динамичности фотографического изображения.
Фото 131
БЕСЕДА ШЕСТНАДЦАТАЯ
Динамичность фотоснимка
Понятие о динамике. Выдвигая требование динамичности фотографического
изображения, мы продолжаем добиваться его глубокой жизненной правды.

Сайт создан в системе uCoz