Беседы о фотомастерстве

д.
Теперь мы имеем материал для некоторых общих выводов. Прежде всего, изобразительное решение
снимка; это не просто нахождение внешнего рисунка кадра - линейного ритма, градации тонов, харак-
тера светотени и пр. Подобные приемы не так уж сложно освоить, и, если бы успех дела решала толь-
ко слаженность изобразительной формы снимка, высоты мастерства достигались бы значительно бы-
стрее. Но дело в том, что изобразительный ряд теснейшим образом связан с существом изображаемо-
го.
Изобразительное решение темы начинается с определения смыслового центра снимаемого сюжета, а
это - осмысление материала, умение понять его и выразить в конкретном моменте развивающегося
действия. И дело это значительно более сложное, чем выбор ракурса, крупности плана и пр. Вот по-
чему снимки в белом тоне и кадры, острые по линейному рисунку или броские по композиции, мы
встречаем значительно чаще, чем подлинно художественные снимки, наполненные глубоким внутрен-
ним смыслом.
Только содержанием и авторскими оценками изображаемого материала обусловливаются те или
иные композиционные приемы и изобразительные средства, используемые для создания внешнего ри-
сунка снимка. Смысловым центром фото 20 стал высотный дом, и это определило формат снимка,
крупность плана, характер освещения и пр. Смысловой центр фото 22 - группа девочек, жанровая
сцена на улице, отсюда и расположение этой группы на переднем плане. Смысловой центр фото 23 - характерные приметы весны.
Чтобы они хорошо обозначились в кадре, фотограф использует верхнюю точку съемки и контровой свет.
Таким образом, ценным и художественным становится не контрастный рисунок или ракурс сам по себе, а тональные решения и
точки съемки, помогающие раскрыть сюжет в определенной художественной трактовке.
Отобрав из всего материала то, что яснее всего раскрывает смысл, содержание картины, фотограф должен выделить эти элемен-
ты и изобразительно нарисовать их отчетливо, выпукло, объемно, то есть смысловой центр снимка сделать зрительным центром.
Делается это для того, чтобы именно сюда, к центру сюжета, привлечь внимание зрителя, так как это - ключ к решению темы и
всей фотографической картины.
Итак, выбрав тему и сюжетный материал, мы приступаем к композиционному решению фотоснимка.
îÓÚÓ 22
îÓÚÓ 23
îÓÚÓ 24
БЕСЕДА ЧЕТВЕРТАЯ
Смысловой и изобразительный центр кадра
Начало композиционного решения снимка. Мы, пожалуй, не ошибемся, если скажем, что композиционный рисунок кадра бе-
рет свое начало от его смыслового центра. А это значит, что в любых условиях съемки - в спокойной обстановке фотоателье или в
жестком временном режиме событийной съемки - необходимо оценить и общую ситуацию и композиционную и смысловую значи-
мость каждого элемента сюжета. Они отнюдь не равнозначны, эти элементы. Одни образуют центр сюжета; другие важны как ха-
рактеризующие обстановку, среду; третьи имеют значение изобразительное; а четвертые являются помехой и должны остаться за
пределами кадра.

Сайт создан в системе uCoz