Беседы о фотомастерстве


Это, так сказать, технический смысл термина. Но есть в нем и художественный смысл. По аналогии с живописью (анало-
гия эта, разумеется, очень относительна и касается лишь понимания художественных задач) мы будем понимать светопись
как художественный (иногда живописный, иногда графический) способ изображения действительности во всем ее разнооб-
разии, живости и красоте. И пусть в черно-белой фотографии это будет гамма ахроматических тонов, умелое использование
освещения сделает живописными и по-своему красочными черно-белые фотоизображения.
Источники света на натурных съемках. Несомненно, что весьма распространенным в практике фотографии является
дневное освещение, которое часто называют натурным освещением, или естественным освещением. Главный источник све-
та здесь солнце, даже если съемка ведется в пасмурную погоду и солнечный свет достигает объекта съемки лишь будучи
рассеянным плотным слоем облаков.
При безоблачном небе солнце посылает на землю мощный поток параллельных лучей, и на освещенных предметах обра-
зуются гамма светотональных переходов, богатый световой рисунок. Это та своеобразная палитра красок, если можно так
сказать применительно к черно-белой фотографии, с которой будет работать фотограф. Мы можем систематизировать эти
"краски". Со стороны источника света на освещаемом предмете образуются высокие яркости - света. С противоположной
стороны возникают тени, которые принято называть собственными тенями. И сам освещаемый предмет отбрасывает на ок-
ружающие его поверхности или другие предметы тень, которую называют падающей тенью. В свою очередь и окружающие
предмет поверхности отбрасывают встречный поток отраженного рассеянного света. Этот поток не силен и мало что при-
бавляет к освещенным частям предмета. Но в тени отраженный свет виден достаточно хорошо, он высветляет теневые уча-
стки. Эту подсветку тени называют рефлексом. Поверхности, ограничивающие объем предмета, обращены к свету под раз-
личными углами, поэтому одни из них выглядят темнее, другие светлее. Так появляются не только тени, а еще и полутени -
мягкие переходы от ярких светов к глубоким теням. А в тех местах, где упавший луч света отразился от освещаемой по-
верхности под углом зеркального отражения, возникают блики.
Наверное, многие из вас пробовали снимать также и при луне, поздно вечером. Значит, вы обратили внимание на то, что
формы и раскладка светотени при лунном свете совпадают со светотеневым рисунком от света солнца. И тем не менее эти
эффекты освещения сильно отличаются друг от друга за счет других характеристик. Их различие сказывается прежде всего
в величинах освещенностей, несравненно более низких при ночном освещении. Ночью сильно повышаются контрасты све-
тотени. И если днем в тенях легко различаются тональные переходы, то ночью тени становятся более однотонными, лиша-
ются деталировки.
На натуре немало встречается также источников искусственного освещения. Фотографы нередко включают их в кадр как
элементы общей композиции.

Сайт создан в системе uCoz