Беседы о фотомастерстве

Этот снимок неоднократно получал высокие награды на международных
фотовыставках именно за стереоскопичность изображения. Вот при каких условиях освещения велась съемка этого
натюрморта.
Ваза с апельсинами была установлена очень близко к окну. Но обычно из окна в комнату падает достаточно
широкий поток света, не дающий эффекта узкого направленного светового пучка. Для того чтобы образовался такой
именно эффект, фотограф закрыл большую часть площади окна черной шторой и таким образом превратил световой
поток в относительно узкий луч направленного света.
Возникшие на апельсинах и вазе тени подсвечивались отраженным светом, для чего был использован экран,
имеющий светло-серую покраску. Экран был установлен на возможно близком расстоянии от натюрморта. Фоном
становится стена комнаты в глубине, в 4 м. от натюрморта. Свет из окна на стену совершенно не падал, поэтому она
передана темным тоном. Стол, на котором установлена ваза, был накрыт черной бумагой, сверх которой положено
стекло. В стекле достаточно отчетливо прорабатывались отражения.
Съемка велась узкопленочным фотоаппаратом с размером кадрового окна 24×36 мм. Объектив с фокусным
расстоянием 50 мм. Пленка ДС светочувствительностью 32 ед. ГОСТ. Диафрагма 8; выдержка 1 с. Время съемки 14
ч; окно выходило на север, на теневую сторону.
В этом смысле еще большие сложности представляет дневное натурное освещение, дающее возможность получить
множество интереснейших световых рисунков, но поддающееся корректированию с великим трудом.
Действительно, непросто так мастерски сформировать мощный поток солнечного света, как это сделано в уже
упоминавшемся портрете колхозника Ласурии Таркуна (4). Только многолетний опыт работы В. Малышева с
управляемым павильонным освещением дает такое понимание световой палитры. Это— настоящая поэзия света:
легкий и тонкий солнечный луч скользнул по лицу человека, создав необходимый акцент и оставив в мягкой,
отлично проработанной полутени и фон, и фигуру, и все остальные живописные детали этой совершенной
портретной композиции. Многое здесь— от вкуса и понимания законов изобразительности. Но, может быть, не
меньше— от безукоризненной техничности выполнения творческих замыслов.
В композицию снимка А. Бушкина «Старая сосна» (7) тоже включена активная светотень. Солнце стоит высоко, его
лучи падают почти отвесно, и зеленая лужайка вся расцвечена ажурными тенями от ветвей дерева. Посмотрите,
сколько здесь возникает оттенков зеленого, какой богатой становится цветовая палитра! Современная негативная
пленка отлично справляется с образовавшимся на объекте интервалом яркостей: цвет прекрасно передан и в светах и
в тенях.
Этот снимок сделан фотоаппаратом с размером кадрового окна 6×9 см, объективом с фокусным расстоянием 105
мм; негативная пленка ДС светочувствительностью 45 ед. ГОСТ. Диафрагма 8; выдержка 1/25 с. Время съемки 14 ч,
июль.
Колорит цветного снимка. В самом начале появления цветной фотографии проблема колорита фотоизображения
попросту не возникала.

Сайт создан в системе uCoz