Беседы о фотомастерстве


В системе предстоящих учебных упражнений будем считать одной из центральных задач фотографа изменение отношения к свету
и к его функциям. Уже не только технические условия освещения должны теперь интересовать фотографа. Каждый раз следует вни-
мательно посмотреть, как меняется изображение в зависимости от изменения угла падения солнечных лучей и направления, с которо-
го солнце освещает объект съемки, какой изобразительный результат дает тот или другой световой эффект.
Рассмотрим под этим углом зрения фото 10 и 10 а. Это -
варианты пейзажной съемки, весьма различные по характе-
ру освещения. В первом из них (Л. Виноградов "В солнеч-
ный день") использовано боковое направление солнечного
света. Такое освещение очень хорошо выявляет объем и
фактуру стволов берез, образующих энергичный передний
план. Заметим, что теневая сторона деревьев получает силь-
ную подсветку от естественного отражателя - снежной по-
верхности, и потому светотень мягка, пластична. Есть еще
одно не менее важное обстоятельство, говорящее в пользу
выбранного для съемки светового эффекта. Точка съемки
здесь - верхняя, и потому в кадре отчетливо видна и занима-
ет большое место горизонтальная плоскость - снежная по-
верхность. В других условиях освещения она могла полу-
читься однообразной, монотонной. Но сейчас боковой свет
отбрасывает на снег четкие тени, они изгибаются, ломаются
на выпуклостях и впадинах, что отлично подчеркивает ре-
льеф поверхности, фактуру снега. Во всем этом - не только
изобразительное, но и смысловое значение выбранного све-
тового рисунка.
Фото 10 а (А. Петрайтис "Утро старого леса") выполнено
при задне-боковом, почти контровом направлении света,
солнце находится почти против объектива. Объемы и факту-
ра стволов деревьев при этом освещении передаются слабее, яркими бликами контрового света намечается лишь их контурная форма.
Но фотограф понимает, что и композиция и световой рисунок предназначены для работы над темой, сюжетом, материалом снимка.
Ведущая роль всегда остается за содержанием, а композиция и свет лишь средства для его раскрытия. Смысловым центром рассмат-
риваемого снимка является молодое дерево на переднем плане, и главная изобрази-
тельная задача фотографа - добиться акцента на сюжетно важном элементе кадра, при-
влечь внимание зрителя к этой части изображения.
При контровом свете все предметы в кадре, в том числе и находящиеся в глубине,
обращены к объективу неосвещенной, теневой стороной, и снимок приобретает об-
щую темную тональность. На листве же дерева образовались высокие яркости. Листья
обращены к солнечному свету под иными углами, и здесь возникает бликующий свет;
лучи солнца, отражаясь от листвы, направляются к объективу фотоаппарата под углом
зеркального отражения. И вот на притемненном фоне блестит, сияет в солнечных лу-
чах молодая поросль. Хочется отметить живописность этого снимка, художествен-
ность изображения. Конечно, существо дела не может быть принесено в жертву чисто
внешним эффектам, но использова-
ние освещения для работы над со-
держанием фотокартины предпола-
гает также решение живописных
задач.

Сайт создан в системе uCoz