Беседы о фотомастерстве

Удачно вписывается в кадр скульптура переднего плана. Она освещена только общим мягким
рассеянным светом, имеет значительно меньшую яркость, чем глубина кадра, куда сквозь окна падает солнечный
свет и где образуются яркие блики.
Стремясь передать на снимке благородную фактуру мрамора, фотограф замеряет
экспонометром яркость скульптуры и ведет экспозиционный расчет по этой ключевой
яркости. Экспозиция в 1 с. дает прекрасную проработку фактуры и правильно передает
светлый тон мрамора. Но глубина кадра в этом случае оказывается на негативе
несколько передержанной и, как видите, на отпечатке теряет разнообразие тонов.
Во втором варианте интерьерного снимка (фото 164,б) экспозиционный расчет ведется
по замеру общей интегральной яркости. Шахта экспонометра направлена на объект от
фотоаппарата, и расчет дает необходимую выдержку - 1/2 с. Более короткая выдержка
обеспечивает лучшую проработку глубины кадра, очень важной части изображения в
этом снимке. Скульптура переднего плана по тону стала темнее, но это потемнение
воспринимается как закономерное следствие характера освещения. Зритель понимает,
что скульптура стала темнее потому, что находится в теневой части интерьера.
Стремясь получить возможно более интересное тональное решение этого этюда,
автор продолжает экспериментировать с тоном, который на снимке во многом
зависит от экспозиционного режима. На фото 164,в выдержка 1/25 с. установлена по
яркости солнечных бликов. Только они одни передаются теперь белым тоном:
общая тональность изображения стала совсем темной, и весь снимок производит
впечатление скорее ночного, чем дневного. Кажется, что интерьер освещен не
солнечным, а лунным светом.
Теперь фотографу остается только выбрать вариант кадра, наиболее
соответствующий его изобразительному замыслу и вкусу. Думается, что наиболее
верным для дневного освещения является фото 164,б, где есть хорошая проработка
всех деталей интерьера, но вместе с тем сохранена присущая этому интерьеру и
дневному освещению светлота тонов. Своеобразие тонального рисунка фото 164,в
хотя и дает определенный изобразительный эффект, все же мало подходит для решения поставленной задачи. В
частности, совершенно пропадает в глухом, темном тоне фигура переднего плана, очень важная в этом этюде и по
характеру интерьера, и по смыслу, и композиционно.
Фото 164,а-в наглядны еще и в таком отношении: серия убедительно показывает, что различие дневного солнечного
освещения и ночного лунного света состоит не в рисунке светотени и не в раскладке светотональных масс,
одинаковых в обоих случаях. Разница заключается в количестве заполняющего света, которого очень мало ночью и
в избытке днем. Соотношение яркостей направленного света с количеством заполняющего обусловливает
относительно мягкий рисунок светотени днем и очень высокие контрасты ночью. Такими они и воспроизводятся на
снимках, конечно, при правильном расчете экспозиции.
На снимках 164,а,б,в количество рассеянною света, естественно, не менялось. Изменяя выдержку, мы уменьшали
эффект воздействия светового потока на светочувствительный слой пленки, что дало результат, похожий на тот,
который получается при уменьшении количества заполняющего света.

Сайт создан в системе uCoz