Беседы о фотомастерстве

Известно, что сопоставление крупного мас-
штаба изображения предметов переднего плана с уменьшенными фигурами и пред-
метами, находящимися в глубине, помогает нам полнее ощутить разделяющее их
пространство. В переднем плане - начало многоплановой композиции, и в одних
случаях он может быть образован ее второстепенными элементами (веткой дерева,
деталью архитектуры и пр.), в других - равнозначными по важности сюжетными
элементами.
Пример многоплановой композиции - фото 98 (В. Барановский "Зимний мотив").
Первый план здесь образован двумя композиционными элементами: фигурой девоч-
ки и ветвями дерева. Для решения темы
зимы одинаково важны и эта девочка, и
покрытые инеем ветви, и ребята с санка-
ми, и снег на втором плане, замерзшая ре-
ка и морозная дымка в глубине. Но перед-
ний план здесь становится ключом ко все-
му композиционному рисунку кадра, а его
масштабное и тональное сопоставление со
зданиями в глубине помогает нарисовать
пространство, такое важное в пейзажном
снимке.
Обратите внимание на то, что передний
план здесь не является единственно важ-
ным для раскрытия темы, но он образован
характерными для зимнего пейзажа эле-
ментами, яркими приметами зимы. Налицо не формальное использование приема, а
органическое его слияние с материалом.
îÓÚÓ 97
îÓÚÓ 98
îÓÚÓ 99a
Пропорции переднего плана. На фото 98 передний план легок и изящен, пропорции его по отношению ко всей площади
кадра найдены верно; оставаясь ключевым элементом композиции, он открывает дали и хорошо с ними сопоставляется.
Определение пропорций переднего плана - серьезный вопрос при нахождении общего композиционного рисунка кадра.
Не кажется ли вам, что на фото 99 а передний план получился очень тяжелым, гро-
моздким? Пожалуй, это так и есть. Глубина здесь почти не видна, перегруженный де-
талями передний план делает снимок пестрым.
Значительно точнее определены пропорции переднего плана на фото 99 б (А. Сусе-
ков "Солнечное утро"). В этом снимке передний план более легок, мы воспринимаем
его как органично вписавшуюся в рамку кадра деталь городского пейзажа, где много
и других характерных и изобразительно привлекательных элементов. Одновременно
передний план становится важной частью всего композиционного рисунка. Он при-
нимает на себя большую изобразительную нагрузку: помогает выражению простран-
ства, замыкает кадр слева и снизу, направляя внимание зрителя к светлой глубине.
Кадр становится глубинным, пространственным.
А как вы относитесь к переднему плану на фото 100? Каковы здесь пропорции ком-
позиционных элементов, в чем смысл их сопоставления? Передний план стал слиш-
ком невесомым. Теперь он не имеет принципиального значения для создания глубин-
ной композиции и теряется в большом свободном пространстве кадра. Несомненно,
передний план здесь следовало усилить, особенно у левой границы кадра. Заметим,
что и место для тонкой
ветки с единственным ли-
стком найдено на снимке не очень точно.

Сайт создан в системе uCoz