Беседы о фотомастерстве

Объект, предназначенный для съемки, сначала компоновали в
предметном пространстве, разумеется, с учетом картинной плоскости снимка и границ кадра. Снимающегося
человека, например, усаживали перед фотоаппаратом, придумывали ему позу, жест, указывали направление взгляда
и даже выражение лица; жанровая сценка репетировалась и разыгрывалась в пространстве, охватываемом углом
зрения объектива, ее участники замирали в принятых позах по сигналу фотографа: "Спокойно, снимаю!" Так
сложился способ создания кадра-картины, который впоследствии получил название постановочного метода, или
метода постановки. Это понятие включало режиссерскую работу фотографа с людьми как момент, обеспечивающий
художественный результат съемки.
Рождение этого способа было исторически обусловлено. Многое здесь объяснялось примерами и даже канонами
классических живописных композиций, на которых учились первые фотографы. Да некоторые из них и по
образованию были художниками-живописцами. Но многое зависело и от несовершенства технических средств:
малой светосилы объективов, низкой светочувствительности фотоматериалов, необходимости длительных
выдержек, полной невозможности снимать человека в движении.
Техническая революция коснулась и фотографической техники. К услугам фотографов теперь удобные в обращении
автоматизированные фотоаппараты, светосильные просветленные объективы, высокосветочувствительные
материалы.
В художественной практике настойчиво и ярко проступила документальная природа фотографии. Родился
качественно иной подход к формированию материала, который подсказывался самой природой фотографии и
впоследствии получил название методики репортажной съемки.
В современной фотографии репортажный метод занял ведущее место и сегодня является единственным в разделе
фоторепортажа, в жанровой фотографии, документальном портрете. Чем характеризуется эта творческая методика?
Съемка по ходу развивающегося события. Съемка без вмешательства в происходящее действие. Компоновка
материала не в предметном пространстве, а непосредственно в рамке видоискателя фотоаппарата. Смена точек
съемки, крупности планов, ракурса, а не специальное режиссерское размещение фигур на съемочной площадке. Все
это логически вытекает из документальной природы фотографии, органически связано с ней. Полученные при этом
фотоизображения приобретают такую силу достоверности и убедительности, что буквально захватывают зрителя
правдой жизни, неповторимостью остановленных мгновений.
Однако и постановочный метод прочно врос в практику фотографии. Сегодня фотографы пользуются разнообразной
методикой работы. Она определяется в зависимости от того, к какому жанру и виду фотографии относится данный
снимок, какие цели и задачи преследует его автор. Например, в павильонном портрете и натюрморте продолжает
совершенствоваться методика конструирования композиционных форм, развивающая традиционный постановочный
способ. В событийной съемке и жанровой фотографии совершенствуется способ репортажного формирования кадра.

Сайт создан в системе uCoz