Беседы о фотомастерстве

Но те же законы заполнения картинной плоскости
с полным правом могут быть отнесены к соотношениям верхней и нижней частей снимка.
Глаз человека так же чувствителен к излишней загруженности верхней или нижней частей картины, как и к перегрузке одной из
ее сторон. Вот почему тяжелая темная тональность нижней части фото 51 разрушает единство и гармонию композиционного ри-
сунка. Ствол и сучья упавшего дерева закрывают собой весь пейзаж, резко смещают
центр тяжести изображения книзу. Так нарушается равновесие по вертикали. Правда, тео-
рия живописи устанавливает, что низ картины является наиболее устойчивой ее частью, а
верх - более легкой. Эти соотношения приходят в искусство из жизни: для человека при-
вычны соотношения темных тонов земли и светлоты неба. Но на фото 51 нарушены не
тональные, а масштабные соотношения - передний план стал слишком громоздким. В
этом смысле хорошо построено фото 45: нижняя его часть заполнена тяжелыми фигура-
ми темного тона, верхняя - легка и воздушна. Пропорции тонов определены правильно,
сопоставление верхней и нижней частей картины дает ощущение равновесия.
Следует заметить, что эта закономерность распределения тонов в фотографии весьма
распространена, во многих снимках мы находим в нижней части кадра необходимую опо-
ру и основу для других компонентов картины. Например, крайне редко мы можем уви-
деть в портрете срез фигуры на уровне шеи человека. Как правило, в композицию вво-
дится плечо или часть фигуры, дающие необходимую опору для всего рисунка изображе-
ния.
Интересно найдено соотношение верхней и нижней частей при компоновке фото 52 (Г.
îÓÚÓ 48
îÓÚÓ 49
îÓÚÓ 50
îÓÚÓ 51
Колосов "Минус 55 градусов"). В изящной и легкой композиции очень лаконично раскрывается своеобразие красоты Крайнего Се-
вера. Автор снимка рассказывает поэтично и убедительно о снегах ослепительной белизны и о сильном морозе, который не стра-
шен забавному малышу, надежно защищенному теплым мехом. Красиво, весело, хорошо!
И устойчивая нижняя часть сопоставляется с более легкой верхней частью картины, возникает уравновешенность композиции по
вертикали, являющаяся залогом стройности и гармоничности линейного и тонального рисунка. Обращает на себя внимание инте-
ресное совмещение в одном кадре двух рисунков различного характера: фигура мальчика дана в мягкой пластической гамме полу-
тонов, пейзаж рисуется в четкой графической манере. По этим признакам угадывается пе-
чать с двух негативов.
Неуравновешенные композиции. Весь анализ иллюстративного материала показывает,
что равновесие, устойчивость изображения достигаются соответствующим расположени-
ем в кадре всех его смысловых и изобразительных элементов и что существует великое
разнообразие композиционных форм. Всякий раз форма снимка берет начало от его со-
держания. Получив представление об общих законах построения кадра, фотограф начнет
поиск нового материала и новых решений, не повторяя уже изученного и найденного, но
лишь опираясь на знание законов и пользуясь приемами изобразительного решения темы
как средством выражения замыслов.

Сайт создан в системе uCoz