Беседы о фотомастерстве


Световой акцент. Отдельно следует остановиться на использовании для решения нашей проблемы света - действенного изобра-
зительного средства фотографии.
Луч света прорезает темноту: предметы, оказавшиеся в его потоке, выступают из темноты, свет ставит на них ударение, а на
снимке дает подчеркнутое их изображение. Так возникает световой акцент. Его выразитель-
ная сила отлично использована на фото 25 (А. Сусеков "Девушка в черном").
Световой рисунок кадра таков, что создается впечатление, будто образовался он в результа-
те действия реального источника света, находящегося за верхней границей кадра и освещаю-
щего лицо, фигуру, фон. Автор снимка действительно имел в виду реальный источник света -
высоко подвешенный фонарь и создаваемый им эффект освещения. Но для живописного вос-
произведения задуманного эффекта фотографу потребовалось четыре осветительных прибо-
ра, действие которых точно согласовано, их лучи гармонично сливаются в единый световой
поток.
Первый прибор направлен на девушку слева и сверху, он освещает ее лицо и фигуру. На ли-
це образуется световой акцент, причем не броский, не назойливый, а мягкий, спокойный. Мы
не обнаруживаем здесь действия специального осветителя и воспринимаем освещение лица
как естественное. Это свидетельствует о тонкости работы со светом.
Яркий свет верхнего источника падает не только на лицо, но и на волосы и на костюм де-
вушки. Однако черная фактура волос и костюма, имеющая низкий коэффициент отражения,
несмотря на действие энергичного светового потока, передается на снимке темной тональнос-
тью.
Второй осветительный прибор направлен от аппарата и посылает общий поток рассеянного
света. Его назначение - подсветка теней, сделанная здесь очень тонко: тени деталированы лег-
ко, но фактура волос и ткани ощущается хорошо.
Следующие два прибора использованы для освещения фона: один (прибор верхнего света) создает световое пятно, второй - под-
свечивает теневые участки, с его помощью регулируются контрасты светотени. Форма светового пятна найдена очень точно: оно
как бы обрамляет фигуру, замыкает пространство кадра, направляя внимание зрителя к центру портретной композиции. По сути,
это - продолжение работы над созданием светового акцента.
Очень точно найдено тональное соотношение фона и фигуры, контурная
форма которой приобретает четкие линейные очертания.
Такой результат может быть получен не только при съемке с осветительны-
ми приборами. И в условиях естественного освещения могут быть найдены
направление основного светового потока и раскладка светотени, образующие
столь же действенный акцент на смысловом центре. Примером подобного све-
тового решения кадра является фото 26 (В. Эглитис "Улыбка"). Съемка велась
при контровом направлении солнечного света, и потому все фигуры обращены
к объективу теневой стороной. Отсюда - общая низкая тональность изображе-
ния. Лицо центрального персонажа акцентировано светом. Этот акцент- ре-
зультат действия не только контрового солнечного света, но и отражательной
подсветки, которая высветляет теневую сторону лица.

Сайт создан в системе uCoz