Беседы о фотомастерстве


Наряду с такой исправленной к аберрациям оптикой существуют мягкорисующие
объективы, где остаточные аберрации дают себя знать очень ощутимо, размывая очертания
фигур и предметов, смягчая контрасты светотени и тональных переходов. Изображение,
полученное с помощью мягкорисующего объектива, даже в плоскости наводки получается
недостаточно резким. Но, безусловно, все фигуры и предметы, находящиеся на этой
плоскости, являются самыми резкими в кадре.
Глубина резко изображаемого пространства на таких снимках кажется нам очень
большой, поскольку одинаково резкими, или, вернее, одинаково нерезкими, здесь
выглядят и передний план и предметы, находящиеся в глубине. Ведь эталоном в этом
случае является лишь относительно резкий оптический рисунок, полученный в плоскости
наводки. Поэтому снижаются требования и к четкости всего оптического рисунка кадра в
целом: нерезкий передний план и глубина здесь оцениваются как удовлетворительно
резкие.
Мягкорисующие объективы используются и в современной фотографии, хотя далеко не
так часто, как когда-то. По-прежнему с их помощью фотографы стремятся передать
определенное настроение, опоэтизировать образы, найти более тонкую гамму тонов и
цветов, живописный колорит цветных снимков. Среди новых изобразительных средств
находят себе место и испытанные старые приемы.
Смягчение изображения с помощью оптических насадок. В целях смягчения
оптического рисунка изображения иногда на современный, хорошо исправленный объектив
устанавливают специальные насадки, растушевывающие контуры, как бы растворяющие
изображение в мягкой дымке. Известно несколько типов таких насадок, из которых более
других распространены сетки и диффузионные диски.
Действие сетки (газ, тюль, капрон) основано на дифракции света, огибании
световыми лучами препятствий, возникающих на их пути. Луч, проходящий через
центральную часть отверстия сетки, не меняет своего направления и образует на матовом
стекле или светочувствительном слое обычное отчетливое изображение. Но лучи, идущие у
самых нитей сетки и соприкасающиеся с ними, претерпевают отклонения и в силу
частичного поглощения и отражения света нитью ослабляются. На светочувствительном
слое в результате регистрируются многократно повторенные контуры предмета, тем более
слабые, чем дальше они отстоят от основного контура. Так размывается четкая линия,
смягчается весь рисунок кадра.
Применение сетки в ряде случаев дает интересный результат. Эти насадки
применяются в пейзажных и портретных съемках. В зависимости от цвета сетки меняется и
общая тональность изображения: черные сетки дают общее снижение тональности, белые
высветляют поле кадра. Степень смягчения контуров зависит от плотности сетки и ее
структуры, от расстояния, на котором она установлена.
Негатив, полученный при съемке через сетку, порой дает результат, неожиданный
для фотографа, особенно если съемка велась фотоаппаратом, не имеющим сквозной наводки
и, следовательно, исключающим прямой визуальный контроль. Степень размытости контуров
становится очевидной только после того, как проявлен негатив и полностью исключена
возможность корректировки оптического рисунка изображения.

Сайт создан в системе uCoz