Беседы о фотомастерстве


Достаточно сделат
предугадать и зафиксировать характерную
бегущего и пр.
Фото 137
ицу. Какой из двух снимков лучше передает движение, кажется динамичнее?
Большинство ответит, что тот, где движение происходит справа налево, именно так, как
на фото 133. Обычно этот эффект объясняют следующим образом: зрение человека
натренировано чтением, письмом, и он привычно рассматривает екст или рисунок в
направлении слева направо. Если движение на снимке развивается именно в этом
напр
т
э
авлении, то его скорость как бы снижается в связи с параллельным движением глаз,
как если бы мы оценивали скорости движения автомобиля и другой автомашины, идущей
параллельным курсом. Вследствие этого снижается ффект динамичности фотоизображения.
И наоборот, движение, направленное в кадре навстречу привычному обзорному движению
взгляда, то есть справа налево, оценивается как имеющее большую скорость, отчего и
эффект динамичности фотоизображения в этом случае кажется большим.
На фото 136 движение направлено от аппарата, в глубь кадра. Люди, образовавшие
группу в правой части снимка, идут не в ногу, что легко увидеть на снимке, и,
следовательно, находятся в различных фазах движения. Но посмотрите, как сходны их
линейные очертания, как похожи их положения. Вот вам и ответ на вопрос, почему
снимки, в которых движение направлено так, как на фото 136, оказываются менее
динамичными: нет элементов, с помощью которых фотограф мог бы выразительно раскрыть
динамику жизни и показать большее, чем просто зафиксированную фазу движения.
Обязательно должен быть какой-нибудь элемент изображения, указывающий нам, что
объект съемки движется. Посмотрите внимательно на автомашины, зафиксированные на фото
136. Они находятся на проезжей части улицы, впереди - зеленый свет светофора, значит,
машины движутся. Но чем они отличаются от изображения стоящих на месте автомобилей?
Нет никаких примет, указывающих на перемещение объекта в пространстве, и отсюда -
статичность всего фотоизображения. Движение на фото 137 направлено по диагонали
прямоугольника кадра и, обратите внимание, опять справа налево.
На основании жизненного опыта человека формируются закономерности
композиционного творчества в искусстве. Мы уже упоминали, что диагональная композиция
способствует решению темы, связанной с движением. Существуют объяснения этого
явления. Во-первых, диагональ - линия, самая длинная из прямых, которые можно
провести в прямоугольнике кадра. Движение, направленное по диагонали, получает, таким
образом, для своего развития самое большое из возможных пространств. Во-вторых,
диагональ - линия наклонная, то есть неустойчивая и, следовательно, динамичная.
Объект, движущийся по диагонали прямоугольника кадра, как бы скользит по наклонной
плоскости, что усиливает эффект движения.
Автор фото 137 не ставил перед собой цели насыщения снимка динамикой, движением.
Задача его другая: показать просторы полей и труд землепашца. Сельскохозяйственные
машины движутся с небольшими скоростями, и нет повода искать здесь особо динамичных
построений: спокойное движение находит достаточно убедительное выражение в его
направлении по диагонали картины.

Сайт создан в системе uCoz