Беседы о фотомастерстве

К тому же здесь находится много случайных деталей. Нужны ли на переднем плане
столб, дорожный знак, провода? Нет, конечно. Эти детали по содержанию не существен-
ны, эстетического значения для пейзажа не имеют.
Давайте избавимся от них.
Установим аппарат ближе, между столбом и пара-
петом набережной (фото 43 д). Однако и в этом ва-
рианте передний план неудачен. Явно не соблюде-
ны пропорции между тяжелым плоским неинтерес-
ным по форме парапетом набережной и остальны-
ми частями композиции. Может быть, иначе скад-
рировать это изображение, срезать парапет рамкой
кадра (фото 43 е)? Опять неудача: линия горизонта
опускается вниз, и сверху образуется большое неза-
полненное пространство.
Надо подумать о том, каким образом заполнить образовавшуюся на картинной плоскости
пустоту. Встанем левее, тогда сблизятся два основных элемента композиции - башня на пе-
реднем плане и высотное здание в глубине. Разделяющее их свободное пространство исчез-
нет. Но все время будем иметь в виду соотношение переднего плана и глубины и, конечно,
отвергнем вариант 43 ж: передний план здесь получился слишком громоздким.
Но вот наконец, кажется, нашли нужную точку и получили фото 43 з, которое, пожалуй,
может нас удовлетворить. Красив на этом снимке уголок города. И сколько характерных де-
талей в этом емком композиционном рисунке: своеобразная архитектурная деталь на перед-
нем плане, мост, колоннада в глубине кадра, а еще дальше - высотный дом и река с хорошо
переданной фактурой воды, с зеркальными отражениями...
Картинная плоскость использована хорошо: на ней разместились все необходимые по
смыслу картины элементы, а части композиции соединились в стройное целое. Перспектив-
ный рисунок сообщает снимку пространственность.
Но не кажется ли вам несколько тяжелым передний план? Если да, то можно
предложить еще один вариант композиции (теперь уже последний) - в вертикаль-
ном формате (фото 43 и). В этом случае передний план основательно срезается, а
вертикальный формат выгодно подчеркивает высоту здания.
Обратите внимание, что, несмотря на множество деталей, активность переднего плана,
живописность фактуры воды, центром кадра остается высотное здание. Почему? Во-первых,
контуры здания четко рисуются на фоне неба. Во-вторых, и это очень важно, главная компо-
зиционная линия (линия моста) направляет взгляд и внимание зрителя к центральной части
снимка - высотному зданию.
Приведем технические условия этой съемки: фотоаппарат "Любитель" с размером кадро-
вого окна 6х6 см. Светофильтры не применялись, они не дают эффекта в пасмурную погоду,
когда небо закрыто плотным сдоем облаков. Пленка "Фото-22". Показание экспонометра
"Ленинград-2"- 13 (замер интегральной яркости объекта), диафрагма 8, выдержка 1/100 с.
Кстати, как видите, с помощью одной и той же
техники получены совершенно различные изобра-
зительные результаты - фото 43 а и 43 и. Это еще
раз свидетельствует о том, что технические сред-
ства фотографии сами по себе ничего не опреде-
ляют.

Сайт создан в системе uCoz