Беседы о фотомастерстве


Часто во время съемки, и особенно при работе малоформатным аппаратом,
фотограф определяет границы изображения лишь приблизительно, с расче-
том на более точное кадрирование снимка при проекционной печати во вре-
мя увеличения. И действительно, позитивный процесс дает некоторые воз-
можности уточнения границ кадра. Однако не следует их переоценивать. Во время печати композиция снимка может быть
лишь несколько уточнена, но задумывается она еще до съемки, а осуществляется на съемочной площадке. В позитивном
процессе могут быть исключены свободные и незаполненные пространства, находящиеся у краев кадра. Но не может быть
выправлена при печати ошибка, возникшая в результате неправильного определения высоты точки съемки или ее смещения
от центральной оси объекта. Размещение в кадре элементов композиции без учета пропорций сторон будущего снимка при-
водит к тому, что при печати остается много незаполненного пространства в горизонтальном или вертикальном направле-
нии. Исключение этого лишнего пространства путем кадрирования при печати приводит к нарушениям пропорций сторон
снимков, получаются кадры, принудительно вытянутые в высоту или ширину и часто композиционно не законченные.
Поэтому композиция снимка должна быть продумана еще до съемки. В крайнем случае ее конструкция возникает в про-
цессе съемки. Неточности, которые фотограф рассчитывает устранить при печати, должны быть также ясны ему при съемке.
Ведь возможности исправления композиции при печати очень ограниченны.
îÓÚÓ 71
БЕСЕДА ДЕВЯТАЯ
Свет в природе и в фотографии
Свет в природе. Зрительные впечатления, которые вызывает у нас один и тот же наблюдаемый объект, далеко не всегда
одинаковы: они во многом зависят от характера освещения, при котором ведется наблюдение. Поэтому фотографу недоста-
точно знать, что объект освещен и хорошо виден. Он должен уметь оценить качественную сторону освещения, понять, как
падает световой поток, какова форма образовавшейся светотени, каковы сложившиеся контрасты и пр.
Глаз человека приспосабливается к световым условиям, видит одинаково хорошо при очень ярком свете и при низкой ос-
вещенности (конечно, в известных пределах). Но впечатления от наблюдаемой картины природы при этом будут различны-
ми. Яркий солнечный свет радует человека, сумерки вызывают ощущение покоя, темнота настораживает и т. д. Восприятие
это, разумеется, очень индивидуально. Но остается объективной истина, что свет, характер освещения преобразуют картину
действительности и влияют на настроение, вызываемое этой картиной у человека.
Для зрительских оценок пейзажа, происходящего действия, жанровой сценки важен не только уровень освещенности. Впе-
чатления во многом определяются еще и соотношением яркостей. Глаз оценивает яркости как неодинаковые, если они отли-
чаются одна от другой хотя бы на 10 процентов. Понятно, что, если этих различий в яркостях нет, если все детали объекта
будут одинаково белыми, серыми или черными, глаз перестанет их различать, детали сольются в общую массу и станет не-
возможно оценить объемную и контурную форму фигур и предметов.

Сайт создан в системе uCoz