Беседы о фотомастерстве


Удачно
(В.С
,
пр
акк, "Проходчик Валентин Любимов"). Портрет
прекрасно передает внутреннее состояние человека,
полон непосредственности, динамики. Поворот,
направление взгляда, выражение лица жест,
включенный в общую композицию портрета, осты,
естественны и потому особо выразительны. Фотограф не
навязывал и не подсказывал портретируемому человеку
ни позы, ни жеста. Его творческая удача обеспечена
вдумчивым наблюдением и правильным выбором момента
съемки.
Фото 134
Еще один пример - фото 135 (А.
Костаманов, "В часы пик"). Часы пик...
Автомашины застряли на оживленном
перекрестке. Все остановилось. Статика? Нет,
момент очень напряженный. Как передать это
напряжение, внутренний динамизм
происходящего? Конечно, через какое-то
внешнее его проявление, другого пути у
фотографа нет. И вот резкое движение
мотоциклиста, наклон фигуры вперед,
вытягивается резким жестом рука: человек пытает
что, по его мнению, следует сделать, чтобы ликвидировать пробку. Этого жеста не было
мгновение назад, и через мгновение он исчезнет. Но фотограф вовремя нажимает
спусковую кнопку затвора фотоаппарата, почувствовав все напряжение и динамику
ный снимок.
Направление движения в кадре. В
зависимост
ся вмешаться в обстановку, подсказать,
Фото 135
момента, и получает динамичный репортаж
и от того как выбрана точка съемки
по о ъе у, е
Фото 136
тношению к движущемуся об кт движени в
кадре получает определенное направление. Так,
на фото 133 движение происходит вдоль
картинной плоскости, на фото 136 (В.Эпштейн,
"Снегопад") оно направлено в глубь кадра.
Композиция фото 137 основана на диагонали,
которую образуют движущиеся объекты. На фото
138 (С.Преображенский, "В пургу") движение
идет из глубины кадра на аппарат тоже по
диагонали, но диагональ эта не лежит на картинной плоскости, а развернута в глубину
кадра.
Примеры показывают, что направление, по которому развивается движение на
картинной плоскости снимка, далеко не нейтрально и имеет значение для общей
динамичности фотоизображения, оказывает на нее существенное влияние. Сравнивая фото
133 и 136, отметим большую динамичность первого из них. И хотя на фото 136 изображены
идущие люди и в композицию включен еще и городской транспорт, едущий с большой
скоростью, одни эти обстоятельства не обеспечивают динамики снимка, изображение
получилось довольно статичным.
Да, выбор точки съемки оказывается
решающим для конечного результата, поскольку
от го зависит направление движения на
картинной
не
плоскости снимка.
Движение, направленное вдоль картинной
плоскости (см. фото 133), позволяет
воспроизвести четкие линейные очертания
идущ
в ы
а т
х а о
Обратите внимание, что движение, а
ь отпечаток с перевернутого негатива, чтобы хорошо почувствовать эту
разн
их людей, и именно с такой точки съемки
фиксируется лучше сего характерн й рисунок
идущего человек . Можно сказать, ч о в этом
случае наиболее отчетливо передаются самые
разнообразные фазы одного непрерывного
движения: в каждое последующее мгновение
образуется новое очертание силуэта, и при
этих условия ср внительн нетрудно
фазу, типичное положение человека идущего,
направленное в таком кадре слев направо,
воспринимается иначе, чем развивающееся в обратном направлении - справа налево.

Сайт создан в системе uCoz