Беседы о фотомастерстве

Внимательно присмотритесь к гармонии естественных
цветовых сочетаний. Еще и еще раз поработайте на пленэре— воздушная дымка помогает увязывать цвета.
Используйте при съемке самые различные эффекты освещения. Мы уже видели, какое влияние оказывают они на
колорит снимка, который складывается и воспринимается всегда в единстве со светотенью.
Конечно, речь идет не о простом копировании тех цветовых сочетаний, которые предлагает нам жизнь. Мы говорим
о правдивом изображении действительности средствами фотоискусства, о художественном ее воспроизведении, о
трактовке цвета художником и об использовании колорита.
Примеры колористического решения фотоснимков.
Стройность колорита цветного фотоснимка во многом
определяется цветами и тонами выбранного для съемки
объекта. Однако характер освещения трансформирует
цвета и нередко приобретает решающее значение для
колорита фотокартины.
Самого пристального внимания заслуживает колорит в
портрете абхазского колхозника Ласурии Таркуна (4).
Здесь преобладают спокойные, почти ахроматические
тона серые, коричневатые; ими закрыта большая часть
поля кадра. Это тона связующие. Теперь на их фоне
яркими мазками выделяются цветовые пятна, любое из
которых прекрасно согласуется с доминирующим в кадре
тоном.
Но принципиальной для мастера, для его стиля остается
лаконичность решения, сдержанность в использовании
изобразительных средств.
Эти принципы, складывающиеся в почерк, стиль, можно
обнаружить в любой из работ В. Малышева. Вот еще один
его снимок — «Женский портрет» (1). Казалось бы, он
ничем не напоминает предыдущих снимков: это крупный
план, и палитра красок совсем иная. Теперь колорит
строится на сочетании желтого и зеленых тонов. Но
проступает тот же лаконизм рисунка, та же нейтрализация
фона, сведение его красок к единому тону, в котором лишь мягко намечается зеленовато-серый оттенок. И,
смотрите, как важна здесь промежуточная ступень— второй план, где нерезко дается ветка с зеленой листвой. Вот
как постепенно развивается цветовая гамма: яркий, насыщенный зеленый шарф на первом плане, более мягкая
зелень листвы на втором и, наконец, серо-зеленый фон в отдалении. Подлинно художественное решение портрета. И
снова в колорит смело вводится светотень, которая удивительно обогащает палитру тонов, объемно, пластично
очерчивая форму лица. Портрет снят в условиях естественного освещения. Но как не восхититься выразительностью
светового рисунка, который как раз на натуре формированию поддается с трудом! Световое пятно на лице— это
солнечный свет, прошедший сквозь листву деревьев, потому он так мягок. Тени насыщены рассеянным светом,
отраженным от стены, находящейся довольно близко.
Некоторые подробности, относящиеся к технике съемки: фотоаппарат с размером кадрового окна 6×6 см. Объектив
с фокусным расстоянием 100 мм. Негативная пленка ДС светочувствительностью 45 ед. ГОСТ. Диафрагма 5,6;
выдержка 1/60 с.
Передний фронтальный свет и колорит снимка. Мы много говорили о важной составляющей общего
колористического решения снимка— светотени.

Сайт создан в системе uCoz