Беседы о фотомастерстве

Изображение становится еще более собранным в то-
не, если сравнивать его с кадрами, сделанными при боковом освещении, так как световые блики занимают относительно не-
большие площади. Пестрота и перегруженность снимка деталями здесь, как правило, исчезают совершенно.
Пространство при контровом освещении передается как за счет нарастания светлоты тонов в глубине, так и за счет хоро-
шей проработки воздушной среды.
Контровой свет четко очерчивает контурную форму фигур и предметов. Но их объемы передаются менее убедительно, чем
при боковом освещении. Так же хорошо при контровом свете получаются шероховатые, глянцевые и зеркальные фактуры.
На фото 47, например, убедительно передана рыхлая фактура снега, его выпуклости ясно вырисованы бликами, контрасти-
рующими с общим темным тоном теневых участков. В глубине кадра вся снежная поверхность блестит в лучах контрового
света.
На фото 57 живописно переданы фактура воды, линейные очертания волн, снимок насыщен солнечным сиянием.
Съемка при рассеянном свете. Общее рассеянное освещение объекта создает одинаковую освещенность по всему полю
кадра. Изображение на светочувствительном слое возникает только за счет разницы собственных тонов и цветов предметов
и фигур и, следовательно, за счет различных яркостей отдельных участков объекта съемки.
Если объект съемки состоит из большого количества цветов и тонов, если они размещены в кадре произвольно и в случай-
ных сочетаниях, хорошего результата общее рассеянное освещение не даст. Снимок получится пестрым, перегруженным де-
талями, изображение будет напоминать то, которое возникает при фронтальном свете.
Вместе с тем при общем рассеянном освещении могут быть получены очень интересные и живописные изображения, но
организующим началом в этом случае должно явиться гармоничное сочетание цветов и тонов самого объекта съемки. Фото-
граф должен уметь выбрать соответствующие пейзажные мотивы и выявить их тональные особенности с помощью рассеян-
ного света и других приемов съемки, обработкой снятого материала, а также и позитивным процессом.
Например, на фото 73 (Б. Кудояров "На Неве") мы видим почти однотонный объект съемки, таким его сделал легкий ту-
ман, поднимающийся над Невой. Тональная собранность снимка заложена в самом объекте съемки. Общий рассеянный свет
помогает выявить нежные сочетания тонов пейзажа, обусловливает общую светлую тональность снимка. Фотограф усилил
найденный эффект следующими приемами: при съемке увеличил расчетную продолжительность выдержки в два раза; нега-
тивную пленку проявлял 15 мин вместо 12 мин; при печати установил точную выдержку (по ступенчатой пробе), а проявил
позитив несколько короче нормы - 1,5 мин вместо 2 мин. В результате получилась мягкая тональная гамма и общая светлая
тональность снимка.
При рассеянном свете могут быть достигнуты и другие результаты, но и они будут обусловлены светами и тонами объекта
съемки. Например, фото 74 (В. Яковлев "Ледоход на Москве-реке") построено на высоких контрастах: темные тона воды со-
поставляются с белыми тонами снега и глубины кадра, затянутой легкой дымкой.

Сайт создан в системе uCoz