Беседы о фотомастерстве


Как уже говорилось, для создания смыслового и изобразительного акцента
используется не только свет, но и многие другие творческие средства и при-
емы. Однако здесь возможны совмещения: наряду с масштабным преувеличением главной фигуры или потерей резкости на фоне
свет также участвует в формировании композиционного центра.
Например, на фото 27 (С. Смирнов "Этюд при контровом свете") главное сразу
же привлекает внимание зрителя потому, что сюжетно важные элементы располо-
жены на переднем плане и изображены в крупном масштабе. Кроме того, они да-
ются в полной резкости, в то время как глубина кадра смягчена, нерезка. Эти при-
емы и сами по себе достаточно эффективны, но очень помогает здесь контровой
свет, энергично очерчивающий контурную форму предметов, выявляющий их фак-
туру.
Еще снимок. Какими приемами фотограф добился того, чтобы зритель отчетливо
видел главный объект изображения на фото 28 (Г. Дрюков "Попрыгунья-стреко-
за")? Таких приемов несколько. Прежде всего, ук-
рупнение. Снимок построен в очень крупном пла-
не, рамка кадра очерчивает лишь небольшое про-
странство. Все, что могло бы отвлечь внимание
зрителя от главного объекта изображения, оста-
лось за границами кадра. Второй прием - особая ориентировка глубины резко изображаемого про-
странства: главный объект дается в полной оптической резкости, фон же, на который проецируется
стрекоза, совершенно нерезок, размыт (съемка выполнена аппаратом "Зенит", объектив "Юпитер-
11" с переходными кольцами). Но снова очень многое решает здесь освещение: центр композиции
выделен светом, ярко освещена стрекоза, бликует в солнечных лучах лист травы (направление ос-
новного светового потока a).
Рассмотренные снимки убеждают, что фотосъемка вовсе не копирование. Фотограф свободно
оперирует изобразительными и техническими средствами, формирует материал снимка светом,
композиционными приемами.
îÓÚÓ 25
îÓÚÓ 26
îÓÚÓ 28
îÓÚÓ 27
Но, к сожалению, в самих терминах "снимать", "фотографировать" есть какой-то механический оттенок, где-то в подтексте здесь
словно содержится намек на получение элементарных копий объекта, на который направлен объектив фотоаппарата. Да и само
слово "объектив"... объективный, беспристрастный взгляд на предмет съемки...
Думается, что исторически эта терминология сложилась в самую раннюю пору развития фотографии, когда речь шла именно о
прямом копировании объекта с помощью фотографической техники и об изобразительных решениях еще и мысли не возникало.
Сегодня же скорее хочется сказать "изображать" и даже "рисовать", чем "снимать", чтобы подчеркнуть творческое отношение к
фотографированию.
Мы, конечно, будем продолжать пользоваться сложившейся терминологией, но станем вкладывать в существующие термины но-
вый смысл, иметь в виду их творческие аспекты.
Акцент и содержание снимка. Каждый прием, использо-
ванный фотографом для по строения изображения, в том чис-
ле и изобразительные средства, примененные для создания
акцента на главном объекте, обусловлен содержанием кадра.

Сайт создан в системе uCoz