Беседы о фотомастерстве

Снимки, где отчетливо проступают режиссерские
усилия фотографа, получили специальную классификацию, их на-
зывают "постановочными", "инсценированными", "организованны-
ми" и пр.
Когда-то свободу репортажной съемки сковывали недостаточная
светосила объективов, малая чувствительность негативных матери-
алов. И тогда приходилось останавливать действие и движение,
усаживать снимающихся людей перед аппаратом, придавать им ус-
тойчивые, статичные позы.
Но чем объяснить появление таких снимков сегодня? Пожалуй,
тем, что получать подобные кадры проще. Но какова их ценность?
Остановленная, застывшая жизнь...
Утрачена живость и непосредственность изображения. Нет, мы
раз и навсегда откажемся от этой чуждой современному фотоискусству методики решения темы, поищем лучше еще, посмотрим,
что предлагает нам жизнь. В искусстве немало сюжетов опирается на прямой жизненный материал,
а фотография особенно прочно связана с фактами и событиями действительности.
Вот детвора собралась у ограды, радуется теплу, весеннему солнцу. Простенькая жанровая сцена. И
свет здесь удачен: четко очерчивает контуры фигур (фото 22). Теперь акцент смещается на группу
девочек, находящихся на переднем плане. Высотное здание становится лишь элементом фона. А вот
еще один снимок, сделанный на этой же съемочной площадке. "Весна" - так назвал автор фото 23. В
кадре - новый материал, внимание фотографа привлечено к приметам весны: блестит в лучах солнца
влажный асфальт, резвятся дети, много света, тени по-весеннему прозрачны. Момент съемки выбран
удачнее, чем на фото 20: дети успели подбежать к аппарату достаточно близко, заняли на картинной
плоскости более точное место и изображаются в масштабе, хорошо соизмеряющемся с пространст-
вом кадра. Контровой свет зеркально отражается от влажного асфальта, и в этой части изображения
возникают высокие яркости. На светлом фоне хорошо рисуются темными полусилуэтами фигурки
детей. Контраст тонов и масштаб изображения дают необходимый акцент на смысловом центре жан-
ровой сцены.
"Старое и новое" - тема фото 24. Она раскрывается в сопоставлении двух компонентов картины -
отживающих свой век домишек на первом плане и стройного высотного здания в глубине кадра.
Снимок скадрирован так, что в поле зрения остались только элементы городского пейзажа, склады-
вающиеся в сюжет картины. Все, что могло помешать четкому выражению темы - соседние дома, де-
ревья, перспектива улиц с другими, не столь явно контрастирующими
домами - осталось за рамкой кадра.
Одновременно с изобразительными средствами фотографии в созда-
нии рассмотренных снимков их автор использовал, естественно, и тех-
нические средства. Съемка велась фотоаппаратом "Зенит-С", объектива-
ми "Индустар" с фокусным расстоянием 50 мм и "Юпитер-9" (послед-
ним выполнены фото 22, 23 и 24), на негативной пленке "Фото-180".
Изменялось действующее отверстие объектива. Чтобы получить, на-
пример, мягкую глубину на фото 23, была установлена диафрагма 5,6
(выдержка 1/200 с); чтобы добиться четкого оптического рисунка по
всей глубине кадра, для фото 18 использовалась диафрагма 8 (выдержка 1/100 с) и т.

Сайт создан в системе uCoz