Беседы о фотомастерстве


Мы выполнили простые, элементарные упражнения по композиционному решению на-
тюрморта, но вывод сделаем принципиально важный. Неудача фото 41 а и 42 а объясняет-
ся тем, что поначалу натюрморт был скомпонован в предметном пространстве на столе
безотносительно к тому, что при этом получается на матовом стекле фотоаппарата. В
дальнейшем мы будем компоновать натюрморты, только контролируя положение каждого
предмета по матовому стеклу или видоискателю фотоаппарата, находя ему место в соот-
ветствии с общим композиционным замыслом и общим линейным рисунком.
Заполнение картинной плоскости при съемке пейзажа. Не следует думать, что по-
добное построение фотокартины возможно лишь при съемке натюрморта, где все предме-
ты легко перемещаются в пространстве, что и дает возможность получить законченный
композиционный рисунок кадра. Сейчас на конкретном примере мы проследим, как фото-
граф работает над композиционным решением пейзажного снимка, проделывая, по суще-
ству, ту же работу, что и при съемке натюрморта, но оперируя при этом иными средствами
и приемами построения кадра
Отсутствие четкого композиционного рисунка одинаково плохо отражается и на натюр-
морте, и на пейзаже. Видите, как беспомощно выглядит фото 43 а: мост и дома располо-
жены в центральной части кадра, словно выстроились в одну линию. Эта линия близка к
центральной горизонтальной оси картины, идет почти параллельно ей и делит кадр попо-
лам.
Почему фотограф сделал этот снимок? Что здесь привлекло его? Да, в жизни это был
материал интересный. Арки моста, новые дома, вода с хорошо выраженной фактурой...
Но то, что производило впечатление во время прогулки по городу, совершенно не впечат-
ляет на снимке. Да это и понятно. Воздействие на зрителя зависит не только от того, что
изображено, но еще и от того, как изображены увиденные в жизни сюжет, пейзажный мо-
тив. А в данном случае снимок получился слабым, его даже трудно отнести к жанру го-
родского пейзажа, настолько он не одухотворен, не живописен. Художественное решение
полностью отсутствует.
Фотограф и сам понял свою неудачу и стал искать во время съемки иные решения. Сно-
ва пришлось "рисовать" пейзаж, отыскивая способы выразить красоту этого уголка.
Здесь, конечно, невозможно сначала удалить все элементы изображения, как это было
сделано при съемке натюрморта, а потом поочередно вводить их в кадр, отыскивая выра-
зительный линейный рисунок пейзажного снимка. Детали композиции теперь в этом
смысле фотографу не подвластны. И, тем не менее, у него есть множество средств заста-
вить элементы общего рисунка занять в кадре правильные места.
Точка съемки и ее влияние на композиционный рисунок кадра. В пейзажной съемке, где элементы композиции снимка не могут
по воле фотографа приходить в необходимое для законченности рисунка соответствие, действенным средством управления постро-
ением кадра является выбор точки зрения на объект и места установки фотоаппарата. С этого и следует начать поиски композици-
онного решения пейзажа: будем менять точки установки аппарата и посмотрим, какое влияние окажет каждая новая точка съемки
на общий рисунок изображения.

Сайт создан в системе uCoz