Беседы о фотомастерстве

Конечно, задача изображения пространства при этом уже не ставится.
Итак, в зависимости от того, как расчленено пространство снимка - только ли по его плоско-
сти или также и по глубине, образуются плоскостные или глубинные композиции. Примером
первой служит фото 96 (В. Вахи "Херлуф Бидструп"), второй-фото 71, приведенное раньше.
Какой из этих композиций отдать предпочтение? Для портрета художника Херлуфа Бидструпа
- плоскостной; для решения темы "Старое и новое" (см. фото 71) - глубинной. Каждый из этих
видов композиционного рисунка имеет свою выразительность и, будучи использован по сущест-
ву, дает хороший изобразительный результат.
При съемке портрета художника было важно сопоставить два композиционных элемента: изо-
бражение самого художника и созданный им рисунок - деталь, характеризующая его профессию.
Рисунок в этом снимке становится фоном, полностью закрывающим глубину кадра. Для правильного соотношения масштабов изобра-
жения двух важных элементов композиции лицо художника приближено к этому фону, материал снимка распределен в очень близких
плоскостях. В результате на снимке возникает плоскостная композиция - лаконичная, строгая и как нельзя более уместная в этом порт-
рете.
Очевидна и правильность выбора глубинной композиции для фото 71. Если в рассмотренном выше портрете для характеристики че-
ловека было достаточно и плоскостного рисунка фона, то здесь для раскрытия темы необходимо пространство во всей его глубине.
Ритмически расчленив эту глубину, фотограф получает возможность показать зрителю и природную обстановку (важная часть карти-
ны, характеристика места действия) и преобразования, которые внесла современная жизнь. А затем контрастным по смыслу и по крас-
кам противопоставлением этого нового мотиву старины (передний план снимка) автор ясно и точно раскрывает свой тематический и
художественный замысел.
Пространство может быть передано на снимке не только с помощью линейной перспективы. Посмотрите, как наполнены воздухом
снимки 55 и 55a, как хорошо чувствуется в них пространство. Конечно, здесь есть элементы линейной перспективы. Но глубина пере-
дана в основном за счет мягкого угасания контрастов и потери четкости очертаний фигур и предметов в отдалении.
Это тоже своеобразная перспектива, иная, чем на фото 94. В отличие от линейной ее называют воздушной перспективой. Что такое
воздушная перспектива, мы разберем подробно в следующей беседе.
îÓÚÓ 95
îÓÚÓ 96
БЕСЕДА ДВЕНАДЦАТАЯ
Пленэр у фотографов
Воздушная среда. Рано утром вы идете берегом реки. Под ногами высокая трава и серебристая роса на ней. Розовеет ут-
ренний солнечный свет, а дали тонут в туманной дымке. Вы окружены особо ощутимой средой, воздух становится не только
осязаемым, но и видимым, предметы погружены в него, окутаны воздушной дымкой, в глубине теряют четкость очертаний, а
на значительном отдалении и вовсе исчезают, словно растворяются... Хорошо бы воспроизвести все это на фотоснимке...
Что ж, это вполне возможно.

Сайт создан в системе uCoz