Беседы о фотомастерстве

Но это не так. И при укрупнении
тематики жанровый снимок никогда не теряет своих главных признаков: человек со всеми сложностями и
тонкостями его внутреннего мира по-прежнему дается крупным планом, несмотря на выход жанра из узких рамок
быта на более широкие горизонты современной жизни. Остается и свойственная жанру теплота интонации,
мягкость, лиричность. Жанровый снимок читаешь как законченный маленький рассказ, новеллу.
В этом жанре у фотографов есть большая сложность в работе. Трудно остаться незамеченным, когда фотограф и его
техника встречаются один на один с человеком или небольшой группой людей. Увидев фотографа и направленный
на них объектив, люди часто теряют непринужденность и непосредственность, либо принимают специальные позы,
либо смущаются, и при этом исчезают естественность их поведения и душевные интонации. Тонкий лиризм сцены
или доверительность повествования несовместимы с позирующими людьми, смотрящими прямо в объектив.
Верные помощники фотографа в жанровой фотографии - длиннофокусный объектив, позволяющий вести съемку со
значительных расстояний, и методика работы так называемой скрытой камерой; еще более надежны - быстрота
реакции фотографа, умение предугадать развитие сцены и запечатлеть ее узловые моменты. В этом-то и сказывается
талантливость фоторепортера.
Фото 167 (А. Петров "С победой!")- пример современного
жанрового снимка, снятого в ходе спортивного соревнования -
мотокросса. Конечно, репортеры здесь сделали немало
событийных, репортажных, информационных кадров, которые
рассказали о спортивной борьбе, о ситуациях на трассе и пр.
Но вот появились кадры с жанровыми интонациями. Они
фиксируют сцены, возникающие не в центральном русле
события, а вокруг него, и как бы окрашивают событие в яркие
дополнительные тона, охватывают его шире, вторгаются в
мир чувств, переживаний человека. Следует обратить
внимание, что герой снимка изображен укрупненно, а все
фото 167 строится как средний план. Эта крупность плана
характерна для жанровой фотографии с ее пристальным
вглядыванием в происходящее.
Средний план господствует в жанровой фотографии, распространен в ней и крупный план, и почти не встречаются
общие планы и отдаленные от происходящего точки съемки. Средний план позволяет показать с нужной степенью
приближения центр сюжета и в то же время сохраняет характеристику места действия, передает его атмосферу.
Все эти черты есть в фото 167. Ярко изображен победитель, успешно прошедший сложную трассу мотокросса.
Этому помогает лаконичность композиции, нерезкий фон, свет, очерчивающий контуры фигуры. Но и атмосфера
события в кадре сохранена, и реакция болельщиков передана, и радость победы так хорошо ощущается. И все это - в
одном емком жанровом снимке. И что еще важно - фотограф и процесс съемки остались незамеченными
участниками сцены. Отсюда - "эффект присутствия", как бы подключение зрителя непосредственно к
происходящему событию.
БЕСЕДА ВОСЕМНАДЦАТАЯ
О цветном фотоснимке
Цвет как изобразительное средство фотографии.

Сайт создан в системе uCoz