Беседы о фотомастерстве

Но доминирует на снимке светлый тон, и он
определяет общий тональный рисунок кадра.
Графический рисунок фото 79 сложился в процессе проявления. Тона
объекта и освещение были мягкими. Контраст изображения появился в
результате контрастной обработки негативной пленки. Был использован
очень энергичный проявитель "Родинал" (парааминофеноловый про-
явитель с едкой щелочью), который имеется в продаже в виде концент-
рированного раствора и для работы обычно разбавляется в пропорциях
1:40- 1:60, а в отдельных
случаях и 1:120. В данном случае он был разбавлен в соотношении 1:25. Время
проявления 8 мин. Отпечатан снимок тоже очень контрастно на специальной
контрастной бумаге "Фотобром".
Рассмотренное ранее фото 55 а построено на еще более длинной шкале тонов:
появляется пластический рисунок с полутонами и мягкими тональными перехо-
дами. В построении изображения участвует вся длинная шкала тонов черно-бе-
лой фотографии - от черного до белого, при большом количестве промежуточ-
ных серых.
Примеры показывают, что, добиваясь образного решения темы, фотограф ис-
пользует то или иное тональное решение снимка как действенное средство вы-
полнения своих замыслов. При известном уровне мастерства средства образова-
ния тонального рисунка становятся управляемыми и тонкая градация тонов воз-
никает последовательно во всех звеньях процесса создания снимка - начиная от
выбора объекта съемки, где уже заложена определенная тональная гамма, и кон-
чая отделкой отпечатка.
Цвета и тона объекта съемки. Не требует особых доказательств утверждение,
что основу колорита будущего фотоизображения составляют цвета и тона вы-
бранного объекта съемки. Так, светлые покраски интерьера, обилие воздуха и
света обусловили общую мягкую и воздушную тональность рассмотренного ра-
нее фото 59. Белый фон, светлые волосы де-
вушки, голубой цвет ее костюма сложились в
светлую тональность фото 79. Иные цветото-
нальные характеристики объекта съемки дают возможность получить на фото 80 (И. Бек
"Портрет") мягкую гамму серых тонов - от светло-серого до темно-серого. Белые и глу-
хие черные тона в изображении лица отсутствуют. Белый фон лишь оттеняет нежность
тональных переходов в этом портрете.
Характер освещения. Цвета и тона объекта съемки по-разному выглядят в ярких бли-
ках света и в глубоких тенях. Эффект освещения и связанный с ним рисунок светотени
трансформируют цвета объекта. И общая тональность черно-белого снимка будет во мно-
гом зависеть от пропорций освещенных участков и теней в кадре.
Вот перед нами два снимка - фото 81 и 82 (Е. Шматриков "Старт"), родственные по сю-
жету, сделанные в похожих условиях. Достаточно близки здесь и цветотональные харак-
теристики объекта съемки: в обоих случаях значительную часть кадра занимает беговая
дорожка, сюжетным центром и там и здесь являются фигуры спортсменов.
Однако тональное решение снимков совершенно различно, так как выполнены они в
разных световых рисунках. На фото 81 использован боковой свет. На фигурах спортсме-
îÓÚÓ 77a
îÓÚÓ 78a
îÓÚÓ 78·
îÓÚÓ 79
îÓÚÓ 80
нов, беговой дорожке и трибунах в глубине кадра возникли достаточно высо-
кие яркости, близкие по величине, а это привело к образованию относительно
светлой тональности снимка.

Сайт создан в системе uCoz