Беседы о фотомастерстве


Понятие "ритм" принято относить главным образом к линейному рисунку кадра. Но с равным правом снимок можно пост-
роить и на чередовании световых пятен и бликов, на повторах светлого и темного тонов. И тогда можно говорить о ритмич-
ности не только линейного рисунка, но и светотональных элементов кадра.
Итак, кроме композиций, в основе которых лежит четко сформированный сюжетный центр, и уравновешенных компози-
ций мы теперь имеем представление также о рисунках изображения, основанных на ритмических повторах.
îÓÚÓ 63
îÓÚÓ 62
БЕСЕДА ВОСЬМАЯ
О других проблемах изобразительного решения снимка
Часть и целое. Изобразительное решение фотографической картины - процесс достаточно сложный. Например, добиться
равновесия или акцента на главном - это еще только начало изобразительного оформления замысла. Параллельно с основ-
ной задачей решаются еще многие сопутствующие ей проблемы. Сформировав сюжетный центр, фотограф отыскивает для
него место на картинной плоскости, соотносит главное с вспомогательными фигурами, предметами, световыми пятнами и
пр. Применив ритмические повторы, он должен позаботиться, чтобы части композиции объединялись в целое, должен найти
для них прочные смысловые и изобразительные связи.
Действительно, мы рассматриваем фотокартину как законченное художественное произведение. Впечатление целостности
композиции возникает, во-первых, в результате смыслового завершения темы в единичном снимке, а во-вторых, в результате
законченности линейного, светового и тонального рисунка картины. В свою очередь композиционная стройность снимка -
это обязательное правильное соотношение его частей, прочная увязка компонентов, соединение их в гармонический рису-
нок.
В качестве положительного примера приведем работу Ю. Трушина "Подснежники" (фото 64). Тема ранней весны находит
в снимке поэтичное выражение, естественная красота природы обогащается оригинальным, собственным видением фото-
графа. Композиция состоит как бы из двух частей, сопоставление которых дает яркую картину весеннего расцвета природы.
Это правая нижняя часть кадра, где журчит, переливаясь солнечными бликами
талая вода, и левая верхняя часть, где сквозь рыхлый снег с удивительной жиз-
ненной силой пробиваются первые цветы. Есть в кадре и достаточно отчетли-
вая линия берега ручья, которая могла бы разделить его на две самостоятель-
ные части. Но этого не случилось, композиция снимка являет собой гармонич-
ное целое. Какими приемами достигнуто это единство?
Центр композиции - левая верхняя часть кадра, где на белом фоне четко вы-
деляются ранние цветы. Но взгляд зрителя, поначалу привлеченный к этому
центру, переходит вниз, к сверкающей в лучах солнца воде, и, таким образом,
пересекает главную композиционную линию, очерчивающую берег ручья. Так
линия, отчетливо видимая в кадре, как бы уравновешивается невидимой, но до-
статочно активной линией смысловой связи основных элементов композиции.
Сама линия берега хорошо вписывается в рамку кадра, имеет изгибы.

Сайт создан в системе uCoz