Беседы о фотомастерстве

Линии хотя здесь и
есть, но как активные элементы не используются. Характер выбранного для
съемки пейзажа, время года и конкретные погодные условия очень точно пе-
редаются именно с помощью градации тонов. Изобразительный замысел фо-
тографа и опирается на характер материала. Отсюда - ассоциативность сним-
ка, который отлично передает поэзию русской зимы.
А вот на фото 55 а (Э. Соколов
"Этюд") на фоне мягкого тонального ри-
сунка начинают обозначаться линии, они
участвуют в построении кадра наравне с
тоном: глубина здесь передана очень
мягкой градацией тонов, а передний план - четкими линиями.
Фото 55 б (А. Сусеков "Лесной олень") и вовсе утрачивает пластику тонов и пред-
ставляется нарисованным лишь отчетливыми линиями, и это сообщает снимку легкость
и изящество графики.
Анализируя линейный и тональный строй снимка,
мы должны помнить, что ни тон, ни линию невозмож-
но отделить от содержания. Они образуются сочетани-
ями реальных предметов и прочно связаны с жизнен-
ным материалом. Линии и тона возникают на снимке
в результате распределения в кадре светотени, выбора точки съемки, применения различ-
ных объективов и оптических насадок, подбора фотоматериалов по их контрастности, ус-
тановления режима экспозиции, расчета ее по светам или теням, обработки негатива и по-
зитива.
Мы можем рассматривать линии и тона как элементы фотографического изображения,
помогающие достижению на картинной плоскости гармоничного и упорядоченного рисун-
ка. Но смысл и ценность линейного и тонального построения определяются не получен-
ным рисунком, а тем, насколько ясно и поэтично выражены с их помощью авторская мысль
и тема снимка.
Каждое звено фотографического процесса управляемо. Потому-то и могут быть получе-
ны самые разнообразные живописно-художественные результаты. Мы можем поставить пе-
ред собой любую задачу по организации линий и тонов в кадре, например
попробовать получить ритмическое их распределение
Понятие о ритме. Под ритмом в произведении искусства мы понимаем
закономерное чередование композиционных элементов, их повторяемость
через определенные промежутки, порядок их сочетания. Следует отме-
тить, что в неудачных по композиции снимках полностью отсутствует рит-
мическое начало. Зато во многих выразительных снимках можно найти
ритмические повторы композиционных элементов. Такой рисунок фотогра-
фу дает возможность четко выразить свою мысль, а зрителю - легко читать
изображение и постигать творческий замысел автора снимка.
Ритм является элементом общей композиции снимка и одним из средств,
с помощью которых достигается ясность формы, оригинальность вопло-
щения темы. Именно ритмичность переднего плана на фото 56 (А. Моро-
зов "Дисциплина - всегда дисциплина") заостряет внимание зрителя на де-
талях армейского распорядка. Именно ритм "дисциплинированного" ли-
îÓÚÓ 55
îÓÚÓ 55·
îÓÚÓ 56
îÓÚÓ 55a
нейного рисунка раскрывает существо темы.

Сайт создан в системе uCoz