Беседы о фотомастерстве

Стремление выявить его
характер, состояние, настроение, дать исчерпывающую характеристику - психологическую, социальную. Серьезная
работа над композицией и световым рисунком портрета. Наконец, применение системы изобразительных и
технических средств, творческих приемов формирования кадра-картины. Определение соотношений объекта и фона,
высоты точки съемки, крупности плана. Кадрирование при съемке и его уточнение при печати. И еще многому
нужно научиться фотографу, прежде чем его работы станут живописными фотопортретами. Все, о чем рассказано в
этом разделе, - лишь самые первые опыты, лишь начало пути в портретное искусство.
Пейзаж как жанр фотографии. В предыдущих беседах мы уже неоднократно обращались к жанру пейзажа в связи
с разработкой проблем воздушной перспективы, передачи фактур (воды, снежной поверхности, облаков и пр.),
введения в композицию переднего плана и т. д. И попутно достаточно подробно рассмотрели методику и технику
работы фотографа над пейзажным снимком. Однако все это были лишь детали, частности, хотя и важные для
художественной картины природы. А сейчас возникает очень важный, узловой вопрос: что же, собственно, является
содержанием пейзажного снимка?
Пониманию смысла жанра пейзажа фотографам следует учиться у великих
русских художников-реалистов. Их великолепные картины воспевают красоту
родной русской природы и всегда связаны с миром человека, с его чувствами и
настроениями, с его созидательной деятельностью, любовью к жизни и
красоте.
И в фотографии пейзаж - это не просто съемка видов и не протокольно точное
воспроизведение того или иного уголка природы. Недаром говорят, что
фотограф-пейзажист должен быть не столько ботаником, сколько поэтом! И
если речь идет о создании художественного снимка, мы вправе требовать от
его автора точного отбора материала, верности понимания и этого материала и
смысла художественного творчества, правдивости, поэтичности,
живописности фотоизображения. Художественный пейзаж, созданный
средствами фотографии, должен вызывать у зрителя те же глубокие
переживания, что и пейзаж, выполненный средствами живописи. И таких
работ, отвечающих этим высоким требованиям, есть немало в фотографии.
Возможно, что фотолюбитель, для которого написана эта книга, сегодня еще
не сможет создать законченных произведений пейзажной фотографии. Но он
должен стремиться к глубине, поэтичности своих пейзажных снимков.
Современная пейзажная фотография очень разнообразна. Сохранился и развивается пейзаж, в котором его авторы
следуют примерам классических образцов живописи. Здесь, конечно, нельзя говорить о бездумном подражании и
простом повторении приемов и эффектов, найденных живописцами. Фотография не теряет своей самостоятельности,
специфических черт современности. Но аналогии в сюжетах и
изобразительных структурах все же остаются, они достаточно
очевидны. Такие пейзажи интересны, развивают художественный
вкус, демонстрируют живописное мастерство, вызывают у зрителя
ассоциативные представления.

Сайт создан в системе uCoz