Беседы о фотомастерстве

Может быть, за секунду до съемки еще ничего не было в кадре, кроме случайного
расположения фигур, тема еще никак не раскрывалась, картина не складывалась. И через доли секунды после
съемки все снова смещалось, выходило за пределы кадрового пространства, ускользало. Но спуск затвора
фотоаппарата был нажат вовремя, именно в тот момент, когда жизнь, событие сложились в законченную и яркую
картину, когда с выбранной точки съемки были видны и центр этого события и характерные проявления поведения
людей, взаимосвязи групп людей, их общее действие.
Какого понимания жизни требует работа фоторепортера, какой точности наблюдения! Протекает эта работа в
условиях жесткого режима времени, но не следует думать, что на создание картины современности - репортажного
снимка фоторепортеру отпущены всего лишь секунды и доли секунды, в течение которых объектив открыт и идет
экспонирование пленки. Момент спуска затвора фотоаппарата - это лишь финал более длительного процесса, лишь
реализация ранее сложившегося замысла, его обогащение конкретным жизненным материалом. Фоторепортер
выходит на съемку как бы запрограммированным, живет событием, словно аккумулирует в себе его энергию и
своим творчеством откликается на его узловые моменты.
Всю специфику фоторепортажа определяет документальность фотоизображений: каждый репортажный снимок
имеет точный адрес, показывает действительные события, происходящие в определенном месте в определенное
время. Репортажный снимок, как никакой другой, говорит нам: раз снято, значит было! И именно документальность
делает репортажные снимки такими интересными и убедительными для зрителя.
Художественность репортажного снимка (а она не противоречит документальности, хотя далеко не всегда с ней
совмещается) во многом зависит от сложившихся условий съемки. Иногда материал, снятый репортером, не
является узловым в жизни и интересным для художественного осмысления. Порой объект съемки бывает полностью
лишен живописных качеств. Временами все портят погодные условия и крайне невыгодный для съемки характер
освещения. Вот почему множество репортажных снимков не выходит в сферу искусства фотографии,
художественных качеств и свойств не приобретает, а лишь выполняет свои информационные функции. На
страницах газет они наглядно показывают широкому кругу читателей конкретные события, происходящие в стране,
знакомят читателей с передовыми людьми производства и с их достижениями, с новостройками, открытиями,
изобретениями, с событиями большого общественного и международного значения. Снимки такого рода безусловно
важны, необходимы, играют в печати очень серьезную роль.
Но современный фоторепортаж поражает нас и подлинно художественными произведениями, по силе воздействия
не имеющими себе равных в фотоискусстве. Обладая силой документа, они дают зрителю глубокое познание жизни;
имея живописно-художественные качества, они дают большое эстетическое наслаждение.
Несомненно, художественный результат стоит в прямой зависимости от творческой одаренности фоторепортера, от
его таланта, потому что два репортера в одних и тех же условиях съемки данного конкретного события создают
снимки, совершенно различные не только по уровню профессионального мастерства, но и по их художественной
силе.

Сайт создан в системе uCoz