Беседы о фотомастерстве

Равновесие исчезает, а вместе с ним
пропадает и гармония линейного и тонального решения зимнего пейзажа.
Другой пример - снимок Л. Фомичева "К вечеру..." (фото 47). И в этом случае ос-
новные элементы расположены в верхней части и в глубине кадра. Передний план
очень тонок по рисунку, это всего лишь рельеф и фактура снежной поверхности.
Вряд ли такие элементы сами по себе могли удержать всю композиционную систе-
му в равновесии. Но вот рельефа коснулись лучи заходящего солнца... И сразу же
детали переднего плана становятся весомыми, четко очерченные и усиленные бли-
ками контрового света. Теперь композиция верти-
кального кадра строго уравновешена.
Принцип равновесия и движение в кадре. Фото 48, 49, 50 совершенно различны по сюжетам и
жанровым признакам. Первое из них - спортивный репортаж (Н. Шуклин "Победа близка"); второе -
жанровая картинка (А. Погон "Мальчик и бабочка"); третье - портрет шахтера (автор Н. Каганович).
В то же время в этих снимках есть и нечто общее - в основе их композиционного решения лежит
принцип равновесия, и достигается оно похожими приемами.
Композиция фото 48 строится с учетом развивающегося движения, по направлению которого на
картинной плоскости оставлено значительное свободное пространство. Эта незаполненная часть ка-
дра имеет свой смысл и значение. Мы понимаем, что в последующие моменты времени, которые не
могут быть запечатлены в единичном снимке, движущийся элемент композиции будет перемещаться
вдоль картинной плоскости и свободное пространство - это как бы освобожденный для движения
путь. Свободное пространство в этой части изображения несет определенную смысловую нагрузку.
Потому-то такой рисунок кадра воспринимается как гармоничный, законченный.
Нет никакой необходимости вводить в картину дополнительный композиционный элемент и поме-
щать его в незаполненной части кадра: предмет или линия, возникающие на пути движения, только
тормозят, останавливают его. По тем же мотивам свободное пространство оставляется по направле-
нию поворота фигуры человека (см. фото 49), а в портретной композиции - в направлении поворота
головы и взгляда (см. фото 50). И здесь это незаполненное пространство имеет тот же смысл - помо-
гает передаче движения, напряжения момента.
îÓÚÓ 45
îÓÚÓ 46
îÓÚÓ 47
Разумеется, единый принцип построения
снимков не означает одинаковости их решений. Каждый раз фотограф встречается с новым материалом, который оживляет прием,
сообщает ему своеобразие и неповторимость. Опасность получения шаблонных снимков подстерегает фотографа только в том слу-
чае, если он увлечен работой не над темой и сюжетом, а лишь над оттачиванием изобразительного приема - ракурса, контрастнос-
ти рисунка, размытости изображения и пр., если прием обнажается, выходит на первый план и оттесняет истинный смысл карти-
ны. Вот тогда и разные по материалу снимки могут стать очень похожими друг на друга, потому что принцип и прием, взятые са-
ми по себе и бездумно применяемые для решения любых тем и сюжетов, легко превращаются в штамп.

Сайт создан в системе uCoz