Беседы о фотомастерстве


Воздушная и тональная перспективы. Мы часто применяем эти термины как однозначные, и иногда они действительно
совпадают. Но не всегда. Воздушная перспектива связана с изменением тонов, потому она по праву может называться также
и тональной перспективой. Здесь эти термины действительно однозначны.
Но понятие тональная перспектива охватывает более широкий круг явлений. Ведь тональные построения, помогающие со-
здать впечатление глубины пространства, могут быть получены и при отсутствии воздушной дымки. Например, пространст-
венным становится снимок, в котором отчетлив и резок передний план, но не резка глубина. Почему? Такое изображение сов-
падает с нашим жизненным опытом восприятия пространства: близкое мы ви-
дим более отчетливо, чем далекое, из-за того, что воздушная дымка размывает
дали, задергивая их полупрозрачной пеленой.
В данном случае перспективное изображение может быть получено и не за
счет воздушной дымки, а чисто фотографическим путем: большое действующее
отверстие объектива и наводка резкости на передний план помогут создать изо-
бражение, подобное тому, какое возникает при наличии воздушной дымки. Сни-
мок становится воздушным и пространственным. Широко распространен и дру-
гой прием тональной организации кадра: очень часто в кадр вводится притем-
ненный передний план, который сопоставляется с более светлой глубиной. Фото
97 (Ю. Крючков "Этюд тональной перспективы") показывает, что эффект дости-
гается не за счет воздушной дымки, а с помощью соответствующего освещения.
Воздушной дымки здесь может и не быть, а изображение становится перспек-
тивным именно потому, что построено оно в соответствии с привычными зако-
номерностями.
Нарушение этих закономерностей приводит к исчезновению пространства на
снимке. Посмотрите, как распределены тона на фото 86. Светлые - на переднем
плане, темные в глубине. Это как раз обратное тому, что дает воздушная дымка.
И что же? Снимок, теряя привычное в жизни распределение тонов, становится
плоским, полностью утрачивает пространственность.
В рассмотренных случаях мы встречаемся именно с тональной перспективой,
которую воздушной уже не назовешь, так как воздушной дымки здесь нет. В
этих случаях термины имеют разное содержание.
Передний план. Съемка на натуре, или, как мы теперь скажем, на пленэре,
дает много примеров композиции с введением в кадр близко расположенных предметов или их частей, так называемых перед-
них планов.
Мы уже с этим приемом построения изображения и тогда использовали его для создания необходимого акцента. Предмет,
расположенный на переднем плане, изображается на снимке крупно, становится заметным, ключевым элементом композиции.
Решая проблему выявления сюжетного центра снимка, фотограф располагает сюжетно важный материал вблизи от точки
съемки, или, как говорят, выносит его на передний план. Прием оправдывает себя, на главном образуется необходимый ак-
цент.
На пленэре введение в кадр переднего плана часто имеет иной смысл. В непосредственной близости к фотоаппарату распо-
лагают не основной материал, а второстепенные элементы композиции, и назначение этого приема - выявление пространст-
венной протяженности объекта съемки.

Сайт создан в системе uCoz